145 лет со дня образования Департамента таможенных сборов PDF Print E-mail
Written by   
Monday, 16 January 2012 07:46

 

«Департамент таможенных сборов. Эпоха реформ. 1864-1918»

 

26 октября 2009 года исполняется 145 лет со дня Высочайшего утверждения Мнения Государственного Совета «О сосредоточении в одном Департаменте Министерства Финансов дел, относящихся до торговли», согласно которому Департамент внешней торговли Министерства финансов преобразовывался в Департамент таможенных сборов. Из Департамента внешней торговли в Департамент мануфактур и внутренней торговли передавались дела отделения внешних торговых сношений, касающиеся заключения трактатов и издания тарифов, а также дела по надзору за браком товаров и заведыванию биржевыми учреждениями.

Реформы таможенного дела проходили в русле общих реформ государственного управления. В течение 1864-1918 годов центральный аппарат Департамента таможенных сборов под руководством руководителей Департамента и при личном участии Министров финансов Империи последовательно проводили преобразования, направленные на максимально полную реализацию задач таможенной службы с учетом сложившихся политико-экономических и социальных факторов жизни российского общества.

Правительство Российской империи через деятельность таможенных органов реализовывало задачи:

- фискальную – пополнение государственной казны за счет таможенных сборов;

- экономическую защиту государства, определявшуюся разработкой, обсуждением, принятием и реализацией протекционистских тарифов, ориентированных на развитие российской промышленности;

- борьбу с контрабандой товаров и контроль за привозом в страну «предметов, представляющих опасность с точки зрения существующего государственного и общественного строя»;

- охрану государственных границ силами Таможенной и Пограничной стражи Департамента таможенных сборов;

-  статистическую.

Реформы коснулись практически всех направлений деятельности таможенной службы. Был введен новый порядок составления смет министерств и отдельных ведомств с обязательной гласной публикацией государственной росписи.

Основой реформ стало совершенствование тарифного законодательства. В мае 1867 года Министерство финансов поставило вопрос о необходимости принятия нового тарифа. Основной задачей реформ министра финансов М.Х. Рейтерна стало восстановление равновесия государственного бюджета. Оздоровление финансового положения страны  базировалось  на  расширении иностранного инвестирования, улучшении денежного обращения, роста государственных доходов и устранения дефицита бюджета. При составлении тарифа впервые был применен опрос российских промышленников и фабрикантов. Тариф 1868 года означал переход к умеренной протекционистской политике.

Важнейшее влияние на развитие таможенного дела оказала программа социально-экономических преобразований 1881-1887 годов в области налоговой политики, денежного обращения и финансового управления, разработанная министром финансов Н.Х. Бунге. Таможенная политика этого периода отличалась протекционистской направленностью. В тарифе 1882 года были повышены таможенные пошлины по ряду товаров ввиду потребностей государственного казначейства и ограждения национальной промышленности от иностранной конкуренции. Повышение пошлин оказало значительную поддержку российской денежной системе, что было важно при значительных колебаниях курса кредитного рубля. В 1882 году баланс внешней торговли стал активным, возникло множество новых промышленных предприятий, а существовавшие расширили свою деятельность. К 1884 году произошло значительное увеличение таможенного дохода, что позволило осенью 1884 года приступить к накоплению золотовалютных резервов за счет поступления таможенных пошлин. 15 января 1885 года были значительно повышены ввозные пошлины.  Но к 1887 году увеличение пошлин привело к сокращению ввоза, и, соответственно,  к сокращению таможенных доходов. Общая депрессия 1880-х годов на мировом рынке произвела неблагоприятное влияние на экономику России и не позволила решить задачу улучшения финансового положения страны.

Реформы Н.Х. Бунге нашли свое продолжение в программе бюджетно-финансовых преобразований Министра финансов И.А. Вышнеградского, проводившейся в 1887-1892 годах. Программа была основана на решительной политике покровительства отечественному производству. Реформам способствовали благоприятные экономические условия.

В результате денежной реформы Министра финансов С.Ю. Витте в конце 1890-х годов в качестве денежной единицы был установлен золотой рубль. Золотые монеты превратились в законное платежное средство без ограничения суммы. Тариф 1891 года носил строго покровительственный характер для всей русской промышленности и добывающих производств, так как содержал  покровительственные ставки как на сырье, так и на готовую продукцию. В дополнение к нему, путем прибавок, создавался максимальный тариф. В 1893 году он был воплощен в законе о двойном таможенном тарифе, согласно которому товары из стран, отказавших в предоставлении льготных условий для ввоза транзита российских товаров, облагались пошлинами, на 15 -20 % превышавшими обычные ставки. Закон 1893 года был направлен против Германии, которая отказывалась распространить на товары из России режим наибольшего благоприятствования и подписать с ней торговый договор. После изнурительной для обеих сторон таможенной войны Россия и Германия пришли в начале 1894 года к соглашению и подписали торговый договор сроком на 10 лет. По истечении срока действия русско-германского торгового договора в 1903 году был издан новый общий тариф, ставший последней значительной вехой в дореволюционном таможенно-тарифном законодательстве. Результатом реализации конвенционных тарифов 1894 года и 1904 годов стало осуществление политики полного благоприятствования в торговле с европейскими странами, отказа от автономного тарифа и осуществление таможенной политики под влиянием реалий, сложившихся в торговых отношениях между Россией и Германией.

Основной задачей в области сбора пошлин для Департамента таможенных сборов стала реализация циркуляра «О приеме в уплату пошлин золотой иностранной монеты» от 12 февраля 1877 года. Это привело к стабилизации и повышению таможенных сборов в условиях резкого падения курса кредитного рубля. В среднем, процентное колебание доходной части бюджета от таможенных сборов в 1894-1918 годах составляло от 8 до 15%.

Важнейшее значение придавалось развитию организационно-штатного направления деятельности Департамента таможенных сборов. Для реализации государственной таможенной политики необходимо было развить  систему таможенных учреждений России. Единая система таможенных органов в ходе постоянных преобразований сложилась в России концу ХIX века. Центральным являлся Департамент таможенных сборов, осуществлявший руководство таможенной службой. При нем состояли члены Особого присутствия по применению тарифа к товарам из чиновников торгово-промышленных учреждений и членов Совета торговли и мануфактур, а также таможенные ревизоры, осуществлявшие ревизию таможенных учреждений, расследование по контрабандным делам. Следующим звеном системы являлись таможенные округа во главе с начальниками: Санкт-Петербургский, Рижский, Калишский, Радзивиловский, Бессарабский, Южный. Округа состояли из главных складочных таможен, а также таможен первого, второго, третьего класса, таможенных застав и переходных пунктов. При этом главные складочные таможни: Санкт-Петербургская, Московская и Харьковская были прямого подчинения. Кроме пограничных таможен существовали внутренние таможни, осуществлявшие досмотр и оформление товаров, подвергнутых на границе лишь внешнему досмотру и отправленных транзитом вглубь страны. Управляющий контролировал и направлял подчиненных ему чиновников, отвечая за работу таможни в целом. При этом в его единоличной компетенции находились лишь вопросы дисциплинарного порядка. Вопросы, касавшиеся применения тарифа, наложения взысканий и другие решались “общим присутствием”, в состав которого входили кроме управляющего и помощника другие служители таможни. Таким образом, таможни, по-существу, действовали как коллегиальные учреждения. Досмотровые мероприятия осуществлялись совместно членом таможни и одним из пакгаузных чиновников или экспедиторов. С 1865 года при Департаменте, всех Главных складочных и портовых таможнях были учреждены таможенные артели. По вопросам применения тарифа, соблюдения таможенных формальностей и наложения важнейших штрафов таможни сносились непосредственно с Департаментом таможенных сборов. Организационная структура системы таможенных органов  основывалась на положениях Таможенных уставов по европейской и азиатской торговле 1892, 1904, 1910  годов.

В период руководства Департаментом таможенных сборов Министерства финансов таможенным делом получает развитие экспертная деятельность. В 1880-е годы XIX века при Департаменте таможенных сборов в Главных складочных и портовых таможнях создаются техно-химические и механические лаборатории, которые в 1894 году, с образованием Тарифного отделения, получили общее название Технических таможенных лабораторий по применению тарифа к товарам.

Развивается таможенная метрология. С 1890-х годов Палата мер и весов осуществляла рассылку в таможни образцов линейных мер объема и веса.

Статистика внешней торговли приобрела свое концентрированное выражение не только в ежегодных обзорах внешней торговли России, издававшихся с 1870 года. С 1863 года Центральный статистический комитет  издавал для Департамента таможенных сборов карты «существующих таможенных учреждений, железных дорог, пароходных сообщений и телеграфных станций» с «Диаграммами ценности товаров, вывезенных и привезенных по каждому таможенному учреждению» со статистическими данными по общему обороту таможенных учреждений на морских и сухопутных границах России. С 1884 года по распоряжению Департамента таможенных сборов  издавались «Сведения о внешней торговле по Европейской границе и о таможенных сборах». В 1888 году в Департаменте таможенных сборов было образовано Статистическое отделение.

Реформы коснулись и статуса таможенных подразделений на границе, осуществлявших как охрану границы, так и борьбу с контрабандой. В 1893 году на базе пограничных бригад Таможенно-Пограничной Стражи был создан Отдельный Корпус Пограничной Стражи и подчинен непосредственно Министерству финансов. В 1880 году создается V отделение Пограничного надзора, осуществлявшее контроль за деятельностью Пограничной стражи и таможенной охраны. Отдельный Корпус Пограничной Стражи выполнял задачи по охране границы в таможенном отношении и вел борьбу с контрабандой до 1918 года.

4 июля 1873 года Высочайше утверждено положение о Балтийской таможенной крейсерской флотилии, строительство судов финансировал Департамент таможенных сборов. Охрану границ Российской империи, помимо подразделений Отдельного Корпуса Пограничной Стражи и Балтийской таможенной крейсерской флотилии, вели крейсерские таможенные флотилии на Черном, Азовском морях, Каспии и Дальнем Востоке.

Произошли изменения и в символике таможенного ведомства. 6 марта 1871 года Высочайшим повелением был установлен новый «общий для всей Империи» таможенный флаг для таможенных судов и зданий. Флаг образца 1871 года отличался от введенного в 1827 году: вместо зеленого полотнища с белым Андреевским крестом был утвержден флаг, на полотнище которого в левой верхней части располагался российский торговый триколор, под ним на темно-синем фоне изображены перекрещенные меркуриевы жезлы. Впервые флаг нового образца был поднят 14 апреля 1872 года на корвете «Варяг», переданного в Таможенное ведомство вместе с корветом «Воевода» для борьбы с контрабандой на Балтике.

Получили развитие и ранее сложившиеся традиционные направления деятельности таможенных органов как:

- кадровая служба, в том числе, награждение служащих таможенных органов, аттестация, обучение и повышение их квалификации. 3 августа 1878 года был принят Устав о награждении чинов Таможенной охраны и Пограничной стражи медалями «За храбрость» за боевые отличия при исполнении обязанностей пограничной службы. Медаль «За храбрость» вручалась по представлению директора Департамента таможенных сборов.

Нововведением в практике таможенных органов стал прием на таможенную службу с 1914 года лиц женского пола. Однако впервые должности для женщин, принимаемых по вольному найму для «освидетельствования пассажирок», были введены в штаты таможенных учреждений Департамента таможенных сборов в 1865 году;

- тыловое обеспечение таможенных органов, в том числе, развитие таможенной  инфраструктуры, активное строительство таможенных зданий, пакгаузов, застав, приобретение новых зданий и участков, увеличение зарплаты.

- социальное обеспечение таможенных органов: реализация социальных программ, в том числе, пенсионного, медицинского обслуживания, создание эмеритальных  касс, выдача пособий  на образование.

В связи с общими преобразованиями в военном и гражданских ведомствах, Департамент таможенных сборов ввел новые образцы форменной одежды для чинов Пограничной стражи в 1864 году, исполнительных чиновников и таможенных досмотрщиков в 1867, 1885 и 1904 годах. 4 декабря 1885 года в новую форму одежды для исполнительных чинов таможенного ведомства была введена символика Департамента таможенных сборов – два перекрещивающихся меркуриевых жезла.

Более полувека Департамент таможенных сборов Министерства финансов являлся руководящим органом таможенного дела Российской империи. Сформированная централизованная таможенная система стала одним из основных инструментов реализации таможенной политики Российской империи.

Выставка посвящена основным направлениям деятельности Департамента таможенных сборов Министерства финансов в 1864-1918 годах. Документы, иллюстративные и вещевые материалы отражают такие направления деятельности Департамента как:

деятельность министров финансов и руководителей Департамента таможенных сборов в развитии системы таможенных органов и руководстве таможенным делом;

организация таможенного досмотра;

таможенные доходы;

вывеска и клеймение товаров;

статистика внешней торговли;

таможенное делопроизводство;

экспертная деятельность;

борьба с контрабандой, охрана государственной границы и создание Отдельного Корпуса Пограничной Стражи;

кадровая служба Департамента таможенных сборов;

награды за исполнение таможенной службы;

женщины на таможенной службе;

деятельность Департамента таможенных сборов в годы Первой Мировой войны;

ведомственная символика;

тыловое обеспечение таможенных органов, развитие таможенной инфраструктуры.

Основу выставки составили материалы Российского Государственного Исторического Архива (г.Санкт-Петербург), Центрального исторического архива г. Москвы, отдела организации музейно-выставочной работы ФТС России (Центрального музея таможенной службы) службы социального развития и обеспечения Центральной базовой таможни, комнаты патриотического воспитания Северо-Западного таможенного управления ФТС России.

 

Коллектив Центрального музея таможенной службы выражает благодарность Андрею Викторовичу Котяеву, Александру Алексеевичу Алексееву и Ольге Михайловне Тихомировой за предоставленные для экспонирования материалы и информацию.

 

 


Last Updated on Monday, 08 October 2012 11:39
 


© 2004— 2018, Федеральная таможенная служба.