Контакты 

г. Москва,
Комсомольская пл.,1 а.
Время работы:
вторник-пятница
с 10-00 до 17-00.

Заказ экскурсий
по телефонам:
(495) 276 38 81,
(495) 276 38 94,
т/ф (495) 276 39 08.

Индивидуальное посещение музея по предварительным заявкам

< XIX век (30 - 60 годы)
1865 - 1885 - 1905 - 1916
XX век (20 - 50 годы) >

В 1868 г. был издан новый тариф, значительно понизивший пошлины на привозное сырье и полу обработанные материалы. Он оказался результативным с точки зрения фискальных интересов. В первое пятилетие после 1868 г. таможенный доход государства увеличился более чем на 50 % в сравнении с предыдущим пятилетием. В 1868 г. Государственный совет российской империи принял постановление, закрепившее "Положение о морской пограничной полосе". Но количество контрабанды не уменьшалось. В 1872 г. был принят пакет документов по укреплению пограничной стражи и создана крейсерская Балтийская таможенная флотилия. С первыми признаками кризиса 1873 г., ухудшением платежного баланса и состояния финансов страны правительственная политика стала быстро отходить от либеральной доктрины. Отчасти это было вызвано прекращением в середине 70-х гг. XIX в. притока иностранного капитала и необходимостью выплачивать немалые проценты по ранее заключенным облигационным займам. Таможенно-политическая переориентация обусловливалась и русско-турецкой войной 1877 - 1878 гг. С 1 января 1877 г. была введена уплата таможенных пошлин золотом, до этого времени они взимались кредитными билетами. В условиях падения в стране вексельного курса при значительном выпуске кредитных билетов на военные цели это нововведение означало огульное повышение пошлин на 30, 40, 50 % и более. Вскоре оно привело к сокращению ввоза в страну иностранных товаров. Торговый баланс снова сделался активным. В 1885 г. пошлины повысились еще на 10 - 20 %, в 1890 г - на 20 %. Была введена пошлина на хлопок, усилилось обложение импортного чугуна.

В круг обязанностей служащих Департамента таможенных сборов Министерства финансов, вновь созданного органа управления таможенным делом, помимо главной задачи -обеспечения сбора таможенных пошлин, входили контроль за состоянием таможенных округов, таможен и застав по всему государству, составление генеральных и частных карт пограничных и прибрежных мест по всей таможенной линии с обозначением больших и малых, пограничных рек и иных водных путей сообщения, а также морских берегов, удобных для причаливания судов и выгрузки товаров. Таможенная политика в этот период отличалась протекционистской направленностью. Россия не шла по пути экономического обособления от мирового хозяйства. Ее цель состояла в том, чтобы усилить вывоз, сократить и затруднить ввоз. Таможенная политика диктовалась также соображениями и финансового порядка. Министр финансов России С.Ю. Витте, обосновывая протекционистскую политику, писал: "Большая нация должна базировать свою экономическую жизнь на внутреннем производстве и потреблении, для чего ей необходимо пройти период протекционизма". В протекционизме С.Ю. Витте видел средство к национальной независимости и могуществу России. К началу 90-х гг. XIX в. в стране существовала разветвленная система таможенных платежей, различавшихся в зависимости от источника поступлений в доход государства. В их число входили: ординарная пошлина с ввозимых и отпускных товаров, штрафные деньги, сборы с судоходства, канцелярские пошлины, хозяйственные и прочие доходы. Основные экспортно-импортные операции по-прежнему производились по европейской границе. Морская торговля продолжала преобладать над сухопутной, хотя с развитием железнодорожной сети их соотношение постепенно изменялось в пользу последней. Как и прежде, основной поток грузов проходил через Балтику, одновременно возрастало торговое  значение южных морей.  Совершенствовалась структура таможни и укомплектование ее кадрами. В 1885 г. в форму таможенных чинов вошла ведомственная символика, а в 1895 г. была введена форма для таможенных досмотрщиков. .Во второй половине XIX века, в связи с установлением во всех частях Российской империи единого акциза на вина и табачные изделия, значительно возрос тайный провоз спирта, а также других контрабандных товаров. Значительное развитие контрабанды морем вынуждает Таможенное ведомство принять в  1868 году решение о создании помимо береговой стражи - морского прибрежного надзора.  В 1873 году были утверждены Положение и штаты Балтийской таможенной флотилии. Построенная за два года (1873 -1874 гг.), она первоначально состояла из 10 паровых винтовых судов разных величин, одного парового спасательного катера и 101 шлюпки для прибрежных разъездов чинов береговой Пограничной стражи. Среди них крейсер "Орел". - В России имелось 11  пограничных округов с таможенными учреждениями.  Кроме того, существовали главные складочные таможни центрального подчинения. В соответствии с расписанием каждая таможня наделялась особыми правами. Через складочные таможни I класса разрешалось провозить все иностранные товары, кроме запрещенных по тарифу. Через таможни II и III класса провозились все беспошлинные товары и те, которые н е подлежали наложению клейм, а также бандероли. Таможенным заставам разрешалось пропускать только беспошлинные товары, а из обложенных пошлиной - муку, овощи, цикорий. На переходных пунктах никаких товаров не провозили. Товары могли храниться в главных складочных таможнях до трех лет. В 1893 г. был создан Отдельный корпус Пограничной стражи, подчиненный Министерству финансов. Покровительственный тариф, вступив ший в силу с 1 июля 1891 г., рассматривался правительством России в качестве минимального. В дополнение к нему, путем прибавок, создавался максимальный тариф. В 1893 г. он был воплощен в законе о двойном таможенном тарифе, согласно которому товары из стран, отказавших в предоставлении льготных условий для ввоза транзита российских товаров, облагались пошлинами, на 15 -20 % превышавшими обычные ставки. Закон 1893 г. был направлен против Германии, которая отказывалась распространить на товары из России  режим наибольшего благоприятствования и подписать с ней торговый договор.  
После нескольких месяцев изнурительной и в сущности бессмысленной для обеих сторон таможенной войны (полного досмотра с выгрузкой товаров на границе Россия и Германия пришли в начале 1894 г. к соглашению и подписали торговый договор сроком на 10 лет. По истечении срока действия русско-германского торгового договора в 1903 г. был издан новый общий тариф, ставший последней значительной вехой в дореволюционном таможенно-тарифном законодательстве.

Особо дерзкие формы принимала контрабанда на морских границах. Иностранные корабли перегружали контрабандный товар прямо у берега на небольшие суда. Затем он перевозился дальше, внутрь страны. Даже застигнутые превосходящими силами сухопутной таможенной стражи во время выгрузки товара контрабандисты легко уходили в море. В объяснительной записке начальника Рижского таможенного округа говорилось, что "зло морской контрабанды не оказывается только уменьшением таможенного дохода, но идет гораздо глубже. Выгодный промысел контрабандиста делает все правильные занятия бесцветными. Вследствие же дешевизны тайно ввозимого спирта развращение береговых жителей ужасное, пьянству предаются все без различия пола и возраста. По доставлении действительных средств для прекращения контрабанды не только увеличится таможенный доход, но и береговое население поднимется из низкого состояния". Для крейсирования у берегов моря и преследования контрабандистов в 1865 г. было куплено три лодки.

 


© 2004— 2017, Федеральная таможенная служба.