Контакты 

г. Москва,
Комсомольская пл.,1 а.
Время работы:
вторник-пятница
с 10-00 до 17-00.

Заказ экскурсий
по телефонам:
(495) 276 38 81,
(495) 276 38 94,
т/ф (495) 276 39 08.

Индивидуальное посещение музея по предварительным заявкам

< XIX - XX век
1917 - 1930 - 1944 - 1950
XX век (50 - 90 годы) >

Таможенная система России к началу 20-х годов фактически оказалась разрушенной. Большинство таможенных учреждений закрылись на длительный срок, а многие из них прекратили свое существование. Довольно широкое распространение получили взгляды на таможню как на реликт царской России. Но, как и любое государство, Советская республика нуждалась в атрибутах своей суверенности. По этой причине возобладало понимание необходимости возобновить деятельность таможенных учреждений. Одновременно с провозглашением монополии государства на внешнюю торговлю в мае 1918 г. советское правительство приняло декрет о таможенных сборах и о таможенных учреждениях. В марте 1922 г. было сформировано восемь таможенных округов и два таможенных участка, в состав которых вошли 134 таможни и 149 таможенных постов. Возрождение таможенных учреждений в РСФСР было связано с новой экономической политикой (НЭП) и оживлением  торговли. За этим последовало установление торгово-экономических связей Советской России с зарубежными государствами и увеличение объема внешней торговли. В апреле 1922 г. открылась международная Генуэзская конференция по экономическим и финансовым вопросам. Делегация РСФСР 2 в составе которой, были видные государственные деятели того времени Г.В. Чичерин, Л.Б. Красин, М.М. Литвинов, В.В. Воровский ,использовала свое участие в конференции для прорыва дипломатической и экономической изоляции советского государства. В местечке Рапалло был подписан договор с Германией о восстановлении российско-германских,  дипломатических отношений и развитии торгово-экономических связей. Позитивное воздействие на развитие внешнеторговых связей советского государства  оказала денежная реформа, проведенная в 1922-1924 гг. В основе ее лежало введение в оборот твердой валюты - советского червонца. В 1922 г. были утверждены первые советские таможенные тарифы по европейской привозной и вывозной торговле. Новый таможенный тариф, введенный в январе 1924 г., значительно повысил пошлины на предметы роскоши и некоторые другие товары. В тоже время закреплялся принцип льготного или беспошлинного ввоза оборудования для промышленности и сельского хозяйства. В 1924 г. был принят Таможенный устав СССР. Он закрепил сложившуюся систему управления таможенным делом на всей территории страны и структуру таможенных органов. Функции управления осуществлял Народный комиссариат внешней торговли (НКВТ). В его состав входили Главное таможенное управление (ГТУ) и Таможенно--тарифный комитет (ТТК). Предусматривалась четырехзвенная таможенная структура: ГТУ и его отделения в союзных республиках, районные таможенные инспекторские управления, таможни и таможенные посты.  Устав сыграл положительную роль в становлении таможенной охраны, усилении борьбы с контрабандой. В 20-е годы контрабандные товары наводнили не только рынки приграничных районов, но и проникли вглубь страны. Контрабандисты прятали товары не только в транспортных средствах, но в продуктах питания, бревнах сплавляемых плотов и т.д. Одновременно за границу контрабандным путем вывозились наиболее ценные виды сырья и валюта. В целях усиления борьбы с контрабандой при ГТУ была создана Центральная комиссия по борьбе с контрабандой, а на местах -окружные комиссии. Устав действовал четыре года и был заменен первым Таможенным кодексом СССР, утвержденным в декабре 1928 г., который закрепил в качестве главной задачи и функции таможенной службы контроль за соблюдением монополии государства на внешнюю торговлю.

В конце 20-х годов обозначился курс политического руководства СССР на свертывание НЭПа, его рыночных отношений и переход к планово-распределительной системе хозяйствования. Этот курс отразился и на таможенной системе. Таможенный тариф, принятый в мае 1930 года, содержал всего 122 статьи ввозимых товаров, подлежащих обложению. В 1929 -1930 гг. была проведена широкомасштабная перестройка работы таможен. Это свелось к упрощению их функций и структуры, изъятию служебных и складских помещений. Контрольные и фискальные функции таможенных органов подменялись контрольно-учетными (контрольно-инспекторскими) функциями. Не избежали таможенные органы потерь многих таможенных работников ходе "чисток государственных учреждений от классово -чуждых элементов" и необоснованных репрессий в 30-е годы.

Приказом Народного комиссариата внешней торговли СССР от 8 мая 1934 г. были  утверждены правила ношения унифицированной формы одежды и знаки различия.  Знаки различия носились на левом рукаве форменного обмундирования. В начале Великой Отечественной войны почти 90% личного состава таможенных органов были призваны в армию и на флот, записались в народное ополчение, ушли в партизанские отряды. На 1 сентября 1941 г. действовали 37 таможен и таможенных постов, личный состав которых насчитывал 318 человек, в управлении числилось всего 37 человек.

В годы войны на первый план выдвинулись задачи таможенного оформления и пропуска грузов, поставляемых союзниками по антигитлеровской коалиции (вооружение, боевая техника, транспортные средства,  медикаменты, продовольствие и другие товары).  Грузы перевозились на судах советского торгового флота, а также морскими транспортами США, Англии, Канады и других стран. Они следовали в составе конвоев - специальных соединений караванов торговых и транспортных судов, идущих под охраной военных кораблей.

 


© 2004— 2017, Федеральная таможенная служба.