Контакты 

г. Москва,
Комсомольская пл.,1 а.
Время работы:
вторник-пятница
с 10-00 до 17-00.

Заказ экскурсий
по телефонам:
(495) 276 38 81,
(495) 276 38 94,
т/ф (495) 276 39 08.

Индивидуальное посещение музея по предварительным заявкам

История таможни в художественных образах PDF Print
Written by   

Автор: Котяев А.В.

altИсторический процесс реализуется не обезличено, и история таможенной службы не является исключением. Народные предания, архивы, художественные произведения позволяют создать образы конкретных людей, несущих таможенную службу. Причем сведения о работе таможенников могут быть обнаружены совсем в неожиданных источниках.

В древнейшей славянской летописи «Повесть временных лет» говорится, что крещеные славянские князья Ростислав, Святополк и Коцел обратились с просьбой к греческому царю Михаилу, послать им учителей, которые могли бы наставлять, поучать и истолковывать святые книги, ибо не знают они начертания букв, ни их значения».

Просветители Кирилл и Мефодий составили славянскую азбуку,  перевели Апостол, Евангелие, Псалтырь и другие книги с греческого языка на славянский.

Так впервые было начертано на русском языке слово «мытарь». В толковом словаре В.И. Даля мыто определяется как «пошлина за проезд в заставу, через мост, или за провоз товара, припасов;… вообще пошлина за товар». Издревле на Руси существовала торговля и собирались пошлины, и поэтому в русском языке имелся аналог названия службы, которую нес Апостол Матфей, человек - «сидящий у сбора пошлин».

С древнейших времен перемещение и сбыт товаров в разных странах сопровождался сбором проездных и торговых пошлин. В IX веке во времена существования торгового пути «из варяг в греки» русские купцы в Константинополе платили десятину, торговую пошлину, византийскому императору.

Как сообщает Лаврентьевская летопись, в 6415 году от сотворения мира, в царствование Византийских цезарей Леона и Александра, киевский князь Олег начал свой поход на Константинополь.

Разбив основные силы греков, Олег вынудил их подписать мирный договор, в котором говорилось, что славянские купцы «да творят куплю яко ж им надобе не платячи мыта ни в чем же».

Слово «мыт» или «мыто» у славянских народов означало место, где останавливались обозы и торговые суда, в дальнейшем оно получило значение пошлины, собираемой с груженого товарами сухопутного и водного транспорта. Мытные заставы устраивались на проезжих дорогах, на мостах и переправах через реки, бывшие на Руси в то время главными торговыми путями.

Мыт собирали с возов или судов, перевозивших товары на продажу, - «а мыта с воза по деньге»; его брали также с едущего верхом – «а с пешехода мыта нет».

В русских былинах часто упоминаются заставы, на которых княжеские дружинники несли службу по сбору мыта. Никто не мог миновать эту заставу, ни пеший, ни конный: «мышь пробежит – волос обронит, сокол пролетит - перо потеряет». В былине «На заставе богатырской» описана схватка Ильи Муромца с Жидовином.

Служилый богатырь спросил проезжавшего мимо всадника:

«- Ты зачем нашу заставу проезжаешь, атаману Илье Муромцу челом не бьешь, есаулу Алеше пошлины в казну не кладешь?!» и получил в ответ только дерзкие насмешки от Хазарского гостя.

«- Старый ты старик, зачем воевать пошел? Тебе на покой пора. Ты бы выстроил себе избушку сосновую, собирал бы милостыню, тем бы жил-поживал до скорой смерти».

(Русские сказки, былины. Антология семейного чтения. Автор-составитель Е.И. Фадеева. 1991. Москва. СКС OLMA ORESS).

Для защиты чести князя Владимира и сбора таможенных платежей Илья Муромец вступает в поединок и одерживает нелегкую победу.

В желающих проехать по дороге, минуя мыт и не платя пошлины, недостатка не было. В грамоте великого князя Василия Васильевича митрополиту Ионе, написанной в 1457 году, говорится «яз князь великий … велел есмь ездоком ездити пошлою дорогой, куда лежит старая дорога изстарины, а тоюасми непошлою дорогою не велел ездети; а кто тою дорогою непошлою имеет сильно ездити, и яз тех не велел пропускати да велел есми  их бити, а еще от меня от великого князя бытии тем в казни».

Если служащий мытной заставы уличал кого-либо в уклонении от платежа мытной пошлины, начислялся штраф или промыт. Кроме того при уплате промыта взыскивался дополнительный платеж – заповедь, не зависящая от количества товара: «а кто ся промытит, ино с воза промыт 6 алтын, а заповеди 6 алтын, колько бы возов ни было».
 

Одним из старейших направлений в литературе, были отчеты путешественников об увиденных странах. Эти произведения были всегда востребованы и пережили не одно издание. Купцы боролись за новые рынки сбыта и договаривались с правителями других государств об условиях беспошлинной торговли или старались свести размер таможенных сборов и пошлин к минимуму.

Голландский купец Исаак Масса, проживавший в Москве в начале XVII века, по поручению Генеральных штатов вел переговоры с Московским государством о свободной торговле. В своей книге он описывает встречу ганзейских послов с Московским князем.

Послы просили «о дозволении торговать по прежнему в Новгороде, где у них до начала кровопролитных войн в Ливонии между московитами, поляками и шведами было складочное место (stapel), сверх того просили они освободить altих от пошлин, от которых они прежде были избавлены; все было им даровано царем, но пошлины они должны платить, ибо, сказал царь Борис, на них государи ведут войны, и это не нарушает царской чести (en sulcx comt allen princen met eeren toe), довольно того, что ганзейские города будут пользоваться по всей стране полной свободой как в религии, так и в торговле и во всем прочем, так что для них безделица (cleyn saecke) то, что они заплатят право и пошлину(recht en tol); и, согласившись на то, что им было дозволено…,» (Краткое известие о Московии в начале XVII в. Исаак Масса. Москва 1937).

Кроме того голландский купец дает перечень товаров ввозимых и вывозимых из Московского княжества. В своих записках, он сообщает о том ,что «для торговли (в Московию) стекалось множество купцов. Из Армении везли – жемчуг, бирюзу и дорогие кожи, из Шемахи , Персии и Турции – парчу, дорогие ковры, различные шелка и драгоценности, из Аравии – много пряностей, от московитов в свою очередь они получали кожи, сукна, шерстяные материи, бумагу, другие подобные сырые товары; а также икру, которую помногу скупали турки и отправляли в Константинополь; эта икра, добываемая из осетров, которых невероятно много водится в Волге, каковая икра весьма нравится туркам, равно как в настоящее время итальянцам».

Это одно из первых упоминаний, о увлечении итальянцев черной икрой. Так только в 1653 году по сведениям И. де Родеса из России было вывезено 20 000 пудов икры, по 1 ½ рубля на 30 000 рублей.

(Де Родес. «О русской торговле»//Магазин землевладения и путешествий. Т.V)

Сбор мыта шел в пользу удельных князей. Размер платежей за товары, перемещаемые на судах, зависел от типа и размера судна. Кроме того за передвижение груженых товаром судов по водным путям налагалась дополнительная пошлина, «мыто водяное» или «проплавное».

Купцы обязаны были составлять подробный список товаров. Не указанные в нем товары считались перевозимыми незаконно. Они изымались в пользу удельного князя, а на купцов налагался штраф.

Невозможно обойти вниманием известные литературные произведения русских классиков.

…Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах

На раздутых парусах

Мимо острова крутого

Мимо города большого;

Пушки с пристани палят

Кораблю пристать велят.

Пристают к заставе гости

Князь Гвидон завет их в гости;

Он их кормит и поит

И ответ держать велит:

«Чем вы гости торг ведете
И куда теперь плывете
Корабельщики в ответ:

«Мы объехали весь свет,
Торговали мы не даром

Не указанным товаром;
А лежит наш путь долек
Восвояси на восток. 

(«Сказка о царе Салтане» А. Пушкин)...


Не вызывает сомнений что, Царскосельским лицеистам хорошо преподавали историю права и государства Российского.
Не исключено, что эти знания могли быть использованы на службе в Иностранной коллегии, куда титулярный советник  Александр Сергеевич Пушкин был направлен после окончания Лицея.

Другой классик отечественной литературы Николай Васильевич Гоголь, создал образ, может быть самого известного в русской литературе таможенника - П.И. Чичикова. Конечно, его мотивация службы в таможне крайне сомнительна, но специалистом он был замечательным:

«…Что же касается обысков, то здесь, как выражались даже сами товарищи, у него просто было собачье чуть: нельзя было изумляться, видя, как у него доставало столько терпенья, чтобы ощупать всякую пуговку, и все это производилось с убийственным хладнокровием, вежливым до невероятности».

(Н.В. Гоголь «Мертвые души»)

Чичиков за честность и неподкупность получил чин коллежского советника и повышение по службе.

О этом периоде отечественной истории сохранились следующие документы. Российский фонд культуры, Государственный архив Российской Федерации совместно с «Российским Архивом» и студией «ТРИТЭ» Никиты Михалкова  выпустили  сборник материалов под названием «Россия под надзором», раскрывающий деятельность  III отделения.

В отчете Государю за 1829 год представлена общая «картина общественного мнения» о деятельности правительства России  и в том числе даётся оценка работы министерства финансов, входящего в него департамента таможенных сборов и таможен.

  Подлинник составлен на французском языке и имеет пометку «Его Величество изволил читать». В нем говориться, «что в Министерстве финансов совершается много хищений, и в подтверждение указывают пальцами на нескольких субъектов, не имевших ни копейки в то время, как они служили под начальством генерал-интенданта Канкрина, ныне же располагающих крупными суммами. Торговля медью и хинной коркой является богатым источником хищений. Казенные леса разграбляются, казенные имения в самом плачевном состоянии.

Создание таможенной стражи увеличило расходы, но не приносит никакой реальной пользы; напротив, уверяют, что способствует контрабанде. Эти люди задерживают только тех, кто им не платит. В Кяхтенской таможне происходят злоупотребления, но директор платит дань чиновникам министерства и остаётся спокойно на своём месте. Были, по-видимому, важные доносы по поводу этой таможни, но все замято, а доносчик подвергается преследованиям.

Министр, говорят, - человек знающий, просвещенный, деятельный и трудолюбивый, но упрямый; он не слушает никого, кроме нескольких любимцев, которые его обманывают. Г(осподин) Дружинин очень умный, очень способный человек, но, к несчастию, продажный. Г(осподин) Кайсаров, который когда-то был не совсем чист, ведет себя прекрасно и знает дело. Смерть г(осподина) Розенберга считается незаменимой утратой, заслуги и честность его признавались всеми. Министра обвиняют в том, что он, в погоне за популярностью, слишком стремится скрыть все хищения своих чиновников.

В обществе намечают и предлагают следующие реформы в Министерстве финансов:

1 – понижение процентов, как говорилось выше,

2 – усиление всеми возможными способами денежного обращения,

3 - изменение налоговой системы, с тем, чтобы вся тяжесть обложений не ложилась на бедный класс, как это было ещё недавно, при повышении цен на соль в Крыму,

4 – переработка таможенного тарифа в смысле ослабления покровительственной системы,

5 – запрещение землевладельцам брать с крепостных причитающийся пивоварням налог, которым помещик пользуется в качестве фабриканта, а не земельного собственника,

6 – урегулирования казенных доходов и установление подати, платимой помещикам, для того, чтобы последние не были автократами в своих владениях,

7 – назначение для работ в рудниках известного числа рабочих, которые были бы постоянно при одном деле и не заменялись бы другими: благодаря этой мере они стали бы умнее и искуснее, как это было с рабочими оружейных фабрик,

8 – уничтожение преимуществ, которыми пользуются различные морские порты, и дарование им одинаковых прав». 

Поэт-романтик Александр Блок (1907) в своем стихотворении «В дюнах» подметил, как отечественная таможня гармонично и неотделимо  вписывается в полную суровой красоты  природу северо-западной границы:

…Так думал я, блуждая по границе

Финляндии, внимая в темный говор

Небритых и зеленоглазых финнов.

Стояла тишина. И у платформы

Готовый поезд разводил пары.

И русская таможенная стража

Лениво отдыхала на песчаном

Обрыве, где кончалось полотно.

Так открывалась новая страна –

И русский бесприютный храм глядел

В чужую, незнакомую страну.

На другом конце страны, почти в это же время (1913)   Анна Ахматова создает образ Одесской таможни. Образ яркий и лаконичный. Когда читаешь  эти лирические, пронизанные легкой грустью строки, перед глазами  сразу возникают утопающий в августовском полуденном зное город, православные храмы, таможня, грузовой  порт и море:

Вижу выцветший флаг над таможней

И над городом желтую муть.

Вот уж сердце мое осторожней

Замирает, и больно вздохнуть.

 

Стать бы снова приморской девчонкой,

Туфли на босу ногу надеть,

И закладывать косы коронкой,

И взволнованным голосом петь.

 

Все глядеть бы на смуглые главы

Херсонесского храма с крыльца

И не знать, что от счастья и славы

Безнадежно дряхлеют сердца.

 

Эти классики серебряного века, может быть совсем не произвольно, блестяще показали высокую духовность и неразрывную связь таможенной службы с окружающим миром.

К таможенной теме обращались и отечественные живописцы. Одно из первых полотен, приобретенных для своей коллекции известным меценатом П. Третьяковым, была картина В.Г. Худякова «Стычка с финляндскими контрабандистами».

Художник А.А. Рицциони получил малую золотую медаль Российской Императорской Академии художеств за полотно «Жиды – контрабандисты» написанную в 1859 году. В настоящее время оно находится в Русском музее города Санкт – Петербург.

Широко известны живописные работы Е.Г. Тейха, на которых изображены жанровые сцены из жизни таможенной пограничной стражи. Большинство из этих картин  выставлены в музее Пограничных войск в Москве.

Откроем следующую страницу Российской истории.

Читатели старшего поколения могут помнить сборник «Морские рассказы» Б.Житкова и фильм с таким же названием о приключениях моряков и портовых служащих.

Начало XX века. Наступил закат Российской империи. Пламенные революционеры готовятся свергнуть государя. Они издают за границей журналы, брошюры и листовки с призывами бороться за свободу, равенство и братство и пытаются тайно провезти их в Россию. Но на их пути встают, верные присяге, высокопрофессиональные служащие российской таможни. Они пресекают незаконный ввоз материалов, призывающих к свержению существующего строя

«…Приходишь, бывало в порт. Вот он, таможенный досмотр, ходит и поглядывает, во все уголки нос засовывает:

- Что у вас тут? А под койкой что? А в вентиляторе что?

И ничего не находит

А тут, смотрите, один нашелся такой скорпион, то есть досмотрщик, что ему не надо искать, прямо:

- Вот эту доску оторвите!

- Как так рвать? А назад кто ее пришивать будет?

- Если там ничего нет, то все в прежний вид приведу я. А как обнаружено будет, к провозу недозволенное, то сами должны понимать…- И пальчиком стукает:  Вот в этом самом месте… Рвут доску – и как чудо в том самом месте штука шелка.

Потом идет в кочегарку, сразу в угольную яму:

- Вот тут копайте.

Роют:

- Ну, - говорят, - ничего там не сыщешь, тебя туда самого закопаем живого.

В этот уголь чиновник поневоле лезет. Назло ребята пыль поднимают, уголь лопатами, как от собак отбиваются. Гром стоит – ведь железо кругом. Коробка эта железная – угольная-то яма. Называется только так. Чиновник чихает, платочком рот прикрывает. А скорпион все ниже лезет и лампочку на шнурке тянет.

-         Зачем левее берешь? Нет, ты вот здесь копай. Ага! Это что?

И лапами, что когтями, - цап! Пакет. Наверх, на палубу. Тут распутывать- бумажки. Какие такие бумажки? Хлоп – и жандарм тут.

- Эге-с!- говорит жандарм. – Понятно-с. Механика сюда! Капитана!

Акт писать: найдены зарытыми бумажки, а бумажки насчет того, чтобы царя долой, фабрикантам по затылку, и вообще неприятные бумажки. А пришли из-за границы.

Потом слух проходит, что дознались: бумажки за границей печатались, даже журнальчик среди бумажечек нашли. Даже кипу изрядную. Журнальчик–то на тоненькой бумажке отпечатан.

Тут всю машинную команду перетрясли. Водили, допрашивали. Двоих так назад и не привели» («Вата». «Морские рассказы». Б.Житков).

altНаступил 1917 год.

В период интервенции и Гражданской войны, в условиях блокады новой власти, внешняя торговля практически отсутствовала. В тех немногих таможенных учреждениях, что еще сохранились хотя бы номинально, занимались. В основном, выдачей конфискованных грузов, поступивших в Россию до 1918 года, а также организацией и проведением аукционных торгов на отказные грузы.

Отгремели революции и Гражданская война. Начинала налаживаться мирная жизнь.

В России была введена государственная монополия внешней торговли и организован Наркомат внешней торговли. В составе наркомата создано Транспортное Морское управление, переименованное позже в Главное таможенное управление, объединившее все таможенные учреждения.

В условия монополии внешней торговли в страну стали активно ввозиться товары, необходимые для развития отечественной промышленности. Поворот к НЭПу и рост потока грузов за рубеж и из-за границы поставил вопрос об организации системы пошлинного обложения.

Архивы сохранили телеграмму:

«Предсовнаркому Ленину, копия Наркоминдел Чичерину, лит «А». Из Колымского района Якутской области шесть лет не вывозили пушнину точка Нынешнем году Колымский Уревком силу крайней нужды товарах продуктах постановил произвести товарообмен на пушнину реквезированную собранную Центросоюзом точка Обмен был произведен двумя Американскими шхунами Аяно-Сибирской Компании (Сан-Франциско пришедших на Калыму капитанами Гудмудсен Кастель запятая означенные лица выменяли у населения много пушнины на спирт другие товары точка Шхунам однако уйти не удалось они зазимовали Калыме запятая пушнина там и задержана скупка вывоз пушнины нарушали основные законы Республики точка Считал бы необходимым пушнину реквизировать действиях американских капитанов довести сведения американского провительства НР 33/А Предсибревкома /Смирнов/».

Подобный документ мог лечь в основу сценария фильма «Начальник Чукотки».

Местные Советы могли назначать при таможенных учреждениях комиссаров для осуществления общего надзора за деятельностью таможен, но без права принятия распорядительных решений.

Кроме того, для укрепления кадрового состава, в таможни направляются проверенные члены ВКП(б). Так был направлен на работу в таможенные органы известный революционер Камо (С.А. Тер-Петросян).

Повседневная работа таможенников по оформлению пассажиров казалась  кинематографистам скучной и не динамичной. При работе с литературным материалом сцены таможенного оформления в фильм часто не попадают. Так произошло и с экранизацией романа В.Кожевникова «Щит и меч».

В романе скрупулезно показано оформление пассажиров убывающих на постоянное место жительство в Германию. Автор показывает слаженную работу таможенной службы с пограничниками и оперативными сотрудниками НКВД.

Литераторы и кинематографисты в работе таможни видят что-то комическое:. «Начальник Чукотки», «Бриллиантовая рука» и «Приключения итальянцев в России». Причем замечательный актер Андрей Миронов в одном случае играет контрабандиста и пытается ввезти валютные ценности в страну, а в другом будучи милиционером борется за сохранение культурных ценностей от посягательств  итальянских искателей приключений.

Пользовался популярностью фильм о таможне «Закон, есть закон (Франция – Италия)», с участием популярного комика Фердинандо Пасторелли.

В это время вышли на экраны исторические фильма «Первый курьер (В. Янчев.)», «Последний подвиг Камо (С. Кеворков)», «Черный бизнес», «Россия молодая» и в боевик всех времен и народов «Белое солнце пустыни».

В 80-е годы прошлого столетия были сняты две детективные ленты о таможне, с погонями и драками («Груз без маркировки» и «Таможня»).

«Валюты нет, и нет марихуаны

От контрабанды прибыль - круглый 0.

Стоит на страже не обманный,

Социалистический таможенный контроль».

(Худ. фильм «Груз без маркировки».)

alt

altСюжеты фильмов крайне скудно отражали трудовые будни таможенников. Но в каждом из них были моменты, задевающие за живое своей реалистичностью.

Главный герой фильма «Груз без маркировки (В.Панков)», после окончания операции по задержанию крупной партии наркотиков спрашивает своего более опытного товарища:

«- Слушай, Игорек, мне медаль дадут?

- Не-е-ет, не дадут. Выговор дадут, за нарушение инструкций».

Ох, не легка таможенная служба!

Отметили работу таможни и отечественные мультипликаторы. Не исключено, что при создании сценария, авторы обращались к истории отечественного таможенного тарифа и в свободной от субъективизма форме показали переход внешнеторговой политики России от фритреда к протекционизму.

В фильме Э. Назарова «Мартынко» главный герой, получив должность таможенного министра грамотно используя методы тарифного регулирования быстро привел страну к изобилию. Методы были жесткие, но «царство разбогатело, всем хорошо, окромя иноземцев…».

Бдительность должностного лица таможни при оформлении пассажира (иностранца с табуреткой) в фильме И.Ковалева и А.Татарского «Братья пилоты – следствие ведут колобки» достойна уважения:

« -Э-т-т-т-о что?

-Эта, слон, она здесь купленный.

- А бумаги на него есть?...»

Реплики героев из этих мультфильмов разошлись на цитаты.

Прохождение таможенного контроля для пассажира или участника внешнеэкономической деятельности - всегда стрессовая ситуация. Слабое знание своих прав и обязанностей, правовой нигилизм, надежда на русский «авось» заставляют переживать многих при встрече с таможенником.

Современные литераторы заставляют героев своих произведений испытывать те же чувства, что видимо, пережили сами. Не жалея самых ярких красок рассказывают они читателю о таможенном оформлении.

 Наверное, Э.Тополь («Московский полет. Поздним вечером в Вене») и Ю.Поляков («Парижская любовь Кости Гуманкова») хорошо запомнили мгновенья прохождения таможенного контроля.

Упражняются в остроумии на тему работы таможни сатирики М.Задорнов,  В.Шендерович и многие другие.

Последние годы руководство ФТС России уделяет большое внимание созданию в глазах общественности положительного имиджа таможенника. Служба становится более открытой. Появляется больше позитивной информации о работе таможни в прессе и на TV. Вполне успешно прошел телевизионный сериал режиссеров Владимира и Ольги Басовых «Кобра» («Замороженный транзит», «Груз», «Черная кровь») снятый 2001 году по заказу РТР.

Сериал добротный, но получить такое, же признание зрителей, как фильм «Белое солнце пустыни»  не смог.

Хочется надеяться на то, что в ближайшем будущем художники, писатели и представители других творческих профессий порадуют нас объективными произведениями о таможенной службе.

 

А.Котяев.

рисунки автора
 


© 2004— 2017, Федеральная таможенная служба.