Контакты 

г. Москва,
Комсомольская пл.,1 а.
Время работы:
вторник-пятница
с 10-00 до 17-00.

Заказ экскурсий
по телефонам:
(495) 276 38 81,
(495) 276 38 94,
т/ф (495) 276 39 08.

Индивидуальное посещение музея по предварительным заявкам

Военные будни таможни PDF Print
Written by   
null
Воронин С.И.,
Луговая Г.М.,
Шишкина Н.В.
 
Обзор  деятельности таможенных органов
в годы Великой Отечественной войны
(информация для  т.7 «Экономика и оружие войны»
фундаментального труда «Великая Отечественная война 1941-1945 годов») 
 
В период Великой Отечественной войны 1941-1945 годов основные функции, задачи, направления и формы деятельности советских таможенных органов определялись таможенной политикой СССР, которая, с одной стороны, руководствовалась задачами внешней торговли в условиях борьбы с фашистской Германией и ее союзниками, а с другой, настоятельной потребностью развития внутреннего производства в целях сохранения и укрепления экономики государства.
Таможенные органы участвовали в оборонных мероприятиях по созданию материальной базы на случай войны. По воспоминаниям наркома Внешторга А.И. Микояна: «в 1939 г. у Сталина возникла идея закупить на случай войны стратегические материалы, которых у нас было мало, и создать запас, о котором абсолютно никто не знал бы. Об этом он мне сказал "с глазу на глаз" и поручил действовать. В мое личное распоряжение он выделил большую сумму валюты.
В составе Наркомвнешторга находилось Таможенное управление, имевшее склады, предназначенные для хранения импортных товаров. И вот я решил создать, так сказать, в недрах Таможенного управления, но фактически от него не зависимую организацию по закупке и хранению стратегических материалов. Такая организация была создана. Но об этой организации ни Госплан, ни Наркомфин и никакие другие государственные органы ничего не знали. Эта организация подчинялась только и непосредственно мне как наркому внешней торговли. Во главе организации был поставлен инженер Васильев (награжден орденом Красного Знамени), который формально числился заместителем начальника Таможенного управления, а на деле был полностью от него независим и отчитывался в своей деятельности только мне.  За довольно короткий срок было закуплено за границей значительное количество высококачественного остродефицитного, стратегического сырья: каучук, олово, медь, цинк, свинец, алюминий, никель, кобальт, висмут, кадмий, магний, ртуть, алмазы, ферровольфрам, феррованадий, ферромолибден, феррохром, ферромарганец, ферротитан, ферросилиций, молибденовый концентрат и др. Первоначально все это хранилось на таможенных складах, расположенных в приграничных районах. Когда же угроза войны стала реальной, я решил перебазировать эти запасы подальше от границы, в Оренбург, где для этой цели были освобождены большие хлебные склады. Сталин очень интересовался всем этим делом. Я ему регулярно докладывал о ходе закупок и образовании запасов, об организации их хранения. В 1975 г. Васильев прислал мне письмо, в котором, вспоминая о проделанной тогда работе, писал, что в период Отечественной войны «советская промышленность свыше 70% своей потребности в остродефицитных и стратегических товарах и сырье, необходимых для производства танков, самолетов, орудий, боеприпасов, удовлетворяла за счет запасов Минвнешторга»[1].
Историография о деятельности таможенных органов в период войны включает, к сожалению, ограниченное число источников. Наиболее ценными являются исследования в области исторического краеведения, основанные на данных ведомственных и региональных архивов[2]. Освещение деятельности таможен СССР в 1941-1945 годах невозможно без приведения всей совокупности статистических данных о внешней торговле государства. Но в данном кратком историческом обзоре главный акцент сделан на выделении основных форм таможенной деятельности в военное время, что позволяет в общих чертах представить специфику функционирования таможенных органов в сложнейший период истории государства.
В области внешней политики для Союза ССР с июня 1941 года важнейшей являлась организация экономического взаимодействия между странами, противостоявшими фашистской агрессии и, в первую очередь, между СССР, США и Великобританией. Официально переговоры по ленд-лизу с СССР начались 29 сентября 1941 года. Президент США Франклин Рузвельт направил в Москву своего представителя Аверелла Гарримана.1 октября 1941 года А. Гарриман подписал первый протокол о поставках Советскому Союзу на сумму 1 миллиард долларов на срок девять месяцев. 7 ноября 1941 года Рузвельт подписал документ о распространении ленд-лиза на СССР. Первые поставки в Советский Союз по ленд-лизу начались уже в октябре 1941 года. Закон предоставлял президенту США право продавать, передавать, обменивать, давать взаймы, сдавать в аренду оружие, амуницию, военные материалы и продовольствие любому государству, боровшемуся с Германией и ее союзниками, если их оборона признавалась жизненно важной для Соединенных Штатов. Развернулась огромная по масштабам работа по отправке и доставке вооружения, техники, машин и оборудования, продовольствия и других грузов в СССР. Поставки регулировались специальными Протоколами[3], которые заключались ежегодно и предусматривали конкретные виды предметов, подлежащих передаче СССР в определенный  Протоколом период.
В период войны советские внешнеторговые операции продолжали осуществляться за рубежом и на территориях СССР, не затронутых военными действиями. По соглашению от 16 августа 1941 года между СССР и Великобританией о взаимных поставках и кредите СССР обязался поставлять ряд товаров Великобритании. Оформление грузов номенклатуры «Амторг», В/О «Разноэкспорт»,  В/О «Экспортлен», В/О «Экспортлес», В/О «Востокинторг», В/О «Совсиньторг», В/О «Совмонголторг» и других внешнеторговых экспортно-импортных и транспортных объединений осуществлялось в соответствии с приказами  НКВТ № № 61, 62 от 31 марта 1941 года и приказами ГТУ № 3/оп от 30 мая 1941 года и № 4/оп от 31 марта 1941 года[4]. Разрешения на ввоз выдавались Импортным управлением и Восточным управлением НКВТ. Экспортировались такие виды товаров как: лесоматериалы, целлюлоза, асбест, лен, магнезит, смола, хлопок, руда, шерсть, пушнина и другие товары. Импортировалось продовольствие, скот и другие товары из Монголии, Тувы, Китая, государств Юго-Восточной Азии, дефицитные товары закупались в нейтральных странах Западной Европы и Латинской Америки.
Должностные лица таможенных органов в период Великой Отечественной войны руководствовались в работе законодательными и нормативными актами военного времени, приказами, распоряжениями и инструкциями НКВТ СССР и ГТУ, Таможенным Кодексом Союза ССР 1928-1931 годов с дополнениями. Сбор пошлин осуществлялся по Таможенному тарифу СССР 1930 года. Таможенные пошлины взимались в виде определенного процента с фиксированной государственной цены товара.
Основные функции таможенной деятельности в 1941-1945 годах – контрольная и фискальная – реализовывались через:
контроль над пропуском грузов в  страну из Англии, Канады, США и других союзных и нейтральных стран, а также по линии Международного Красного Креста и Красного Полумесяца, Всесоюзного общества культурных связей с заграницей и других организаций;
контроль над выпуском и пропуском грузов, транспортных средств, пассажиров из СССР и в СССР;
борьбу с контрабандой и убытками во внешней торговле;
тарификацию грузов и взимание таможенных пошлин.
Основными формами таможенного контроля, применявшимися в целях выявления всех ненормальностей и дефектов, влекущих потери во внешнеторговых операциях, установления данных, необходимых для исчисления причитающихся за грузы таможенных сборов, получения всех сведений для таможенной статистики, в военное время являлись:
проверка документов и сведений;
устный опрос;
таможенное наблюдение;
таможенный досмотр;
таможенный осмотр;
проверка идентификации товара;
учет товаров, находящихся под таможенным контролем, ведение отчетной документации.
Фактически проверка и досмотр грузов производились на складах после выгрузки, на колесах без выгрузки, когда грузы провозились всем видам дорог, в процессе перегрузки-выгрузки транспортных средств, при перегрузке-выгрузке судов. В соответствии с приказом ГТУ № СЦ-45 от 31 декабря 1942 года «О применении минимальных и максимальных ставок таможенных пошлин» грузы, следовавшие в адрес советских организаций, пропускались по минимальным ставкам. К грузам для дипломатического корпуса, консульских учреждений, организаций-концессионеров, а также в отношении посылок на имя личных адресатов и багажа применялись максимальные ставки таможенного тарифа[5].
Одной из особенностей деятельности таможенников в годы войны была работа по пропуску благотворительных грузов. Приказом ГТУ № 44 от 31 декабря 1942 года отменялись разрешения НКВТ на ввоз благотворительных товаров[6]. Это накладывало на личный состав таможен ответственность и значительную дополнительную нагрузку. Благотворительные грузы, поступавшие в адрес Исполкома Союза Общества Красного Креста и Красного Полумесяца СССР и Всесоюзного Общества Культурной Связи с заграницей (ВОКС), Красной Армии и Военно-Морского Флота, пропускались таможенными учреждениями в каждом отдельном случае  с разрешения НКВТ. В соответствии с приказом ГТУ от 13 апреля 1943 года №1/оп «О беспошлинном пропуске благотворительных грузов» начальникам таможен было предоставлено право самостоятельно, без разрешения НКВТ, пропускать данный вид товаров с проведением таможенного оформления и досмотра[7]. Обо всех грузах, поступавших в благотворительных целях в адрес иных организаций, сообщалось по телеграфу в ГТУ с указанием отправителя и получателя, наименования груза, количества и веса. Выпуск благотворительных грузов проводился с разрешения ГТУ, на документах ставился штамп или надпись «Благотворительный груз».  Документы на пропущенные благотворительные грузы представлялись в Статистический отдел ГТУ.
Перемещение грузопотоков через границу СССР осуществлялось наземными, водными и воздушными путями, поэтому документы при проверке грузов должны были соответствовать заявленному способу их транспортировки.
При досмотре судов предъявлялись: письменное показание капитана судна (master'sdeclaration) с приложением: а) список находящихся на судне пассажиров и пассажирского багажа; б) список лиц, принадлежащих к экипажу судна (судовая роль); в) таможенные документы (разрешение на вывоз, сертификат о происхождении товара); г) грузовые документы (коносамент); д) торговые документы (счета, фактуры, спецификации); е) судовые документы (мерительное свидетельство, патент на поднятие флага); ж) санитарный патент; з) перечень грузов, перевозимых без коносаментов; и) перечень фондовых и валютных ценностей, принадлежащих судовой кассе, а также сданных на хранение; к) перечень оружия, взрывчатых и легко воспламеняющихся веществ, находящихся на судне в числе грузов или в качестве предметов судового снаряжения; л) список имеющихся на судне предметов, предназначенных не для личного пользования лиц экипажа; м) опись судовой провизии и предметов судового снабжения и снаряжения, а также перечень вещей, принадлежащих капитану и другим лицам экипажа судна.
Таможенный досмотр судна производился после окончания санитарно-карантинного осмотра. Досмотру подлежали весь багаж и ручная кладь пассажиров и команды, все помещения судна, каюты пассажиров и членов экипажа, независимо от того, под флагом какого государства курсировало судно. Досмотр багажных мест и ручной клади экипажа производился на месте хранения, а принадлежащих пассажирам - в особом помещении, предоставляемых для этой цели портовым управлением по согласованию с таможенным органом.
Закупленные за границей предметы судового снабжения подлежали учету в инвентарной или материальной книге судна.
Судовая провизия опечатывалась или пломбировалась таможней в специальных помещениях.
Провизия, привезенная из-за границы на судне под советским флагом и переходящим в каботажное плавание, пропускалась под уплату таможенной пошлины.
Выгрузка ленд-лизовских товаров производилась в портах под контролем сотрудников таможни: одного - на судне, второго на причале. Как правило, ввиду отсутствия достаточного количества такелажной силы, таможенники почти всегда участвовали сами в разгрузке товаров.
При обнаружении поврежденных или подмоченных грузов сотрудником таможни в присутствии капитана и представителя порта выгрузки  составлялся акт таможенного досмотра (акт-извещение №/statement notice №), причем в отношении поврежденных грузов в акте должны были быть отмечены степень повреждения товаров, их пригодность к употреблению по прямому назначению или использованию в иных целях и в другой цене, чем их первоначальная стоимость.
Окончательная выгрузка с учетом всех актов-извещений фиксировалась генеральным актом/general statement представителем порта, капитаном судна, таможенником и инспектором.
При обнаружении недостачи или излишек груза таможенники фиксировали эти данные актами таможенного досмотра.
По окончании досмотра таможенники составляли люковую записку с указанием числа и перечня опломбированных или опечатанных помещений, числа наложенных пломб и печатей, перечня отдельных предметов, взятых под пломбу.
Разрешение на отход судна из порта за границу выдавалось портовым управлением при наличии отметки таможенного органа об окончании таможенных операций на судовой роли.
На таможенное оформление советских судов отводилось до двух, а иностранных – до одного часа времени. Временный выход морского судна из порта, вызванный стихийными явлениями, допускался без разрешения таможенного органа.
В период военных действий военные суда, как советские, так и иностранные, не подлежали таможенному осмотру. Военные суда, окончившие кампанию, могли быть подвергнуты таможенному осмотру в случае наличия данных о сокрытии на судах предметов контрабанды с уведомлением местного морского командования. Выгрузка каких-либо предметов на берег или перегрузка их на другие суда с военных судов, прибывающих из-за границы в порты Союза ССР, допускалась обязательно под наблюдением таможенного учреждения по предварительному извещению таможни командиром корабля о времени выгрузки или перегрузки этих товаров. Таким же образом производился таможенный досмотр вещей свезенных на берег членов экипажа военного судна. При выгрузке с военных кораблей провизии на склады морского ведомства для хранения до обратной загрузки на суда составлялась опись за подписью представителей таможенного учреждения и морского ведомства. Выпуск такой провизии на внутренний рынок осуществлялся с разрешения НКВТ с уплатой таможенных пошлин. Любые товары, снесенные с судна без разрешения таможни, считались контрабандой. Эти правила распространялись также и на иностранные военные суда.
Все импортные грузы, выброшенные на берег или спасенные в море с погибших судов, в местах, где не было представительств таможни, поступали в ведение пограничной охраны[8].
Продолжали действовать введенные в 1925 году специальные именные арматурные тетради, выдаваемые в пароходстве и регистрируемые в таможне. Приобретенные за границей предметы, в пределах нормы, владелец обязан был записать в эту тетрадь с указанием их отличительных признаков и стоимости в валюте. Предметы, ввозимые сверх нормы, если их количество не превышало личной потребности, пропускались с оплатой таможенных пошлин по ввозному таможенному тарифу[9]. Иностранная и советская валюта разрешалась к ввозу и вывозу на советских судах только капитанами и в судовой кассе. При приеме судна таможенные органы проверяли данные расхода валюты со счетами «подтверждениями», выдаваемыми или начальником пароходства, или Наркомводом.
Проведение таможенного досмотра грузов, прибывавших железнодорожным транспортом, производилось при предъявлении передаточной ведомости, багажного списка, вагонных листов и накладных.
Таможенный осмотр паровозов и вагонов производился в присутствии агентов железной дороги. Принятые от железной дороги вагонные листы и накладные по подборке к ним разрешений на ввоз, фактур и других документов таможенниками группировались на: «досматриваемые на колесах», «подлежащие выгрузке в склады», «переотправочные». Копии передаточных ведомостей на грузы получали в таможенном органе порядковый номер и являлись документами, оправдывающими выпуск товаров.
О результатах выгрузки на накладных делалась соответствующая штемпельная отметка с указанием или сходства выгруженных мест с показаниями документов, или несоответствий, обнаруженных при выгрузке. Со времени подачи железной дорогой вагонов с товарами к определенному месту выгрузки надзор за вагонами осуществляла таможня, охрану обеспечивало железнодорожное ведомство.
Досмотр багажа пассажиров в багажных вагонах осуществлялся на основе предъявленного багажного списка (или заменяющей его копии передаточной ведомости), накладных на товары, прибывших с поездом. Проверка багажа и товарных мест сотрудником таможни производилась в присутствии багажного кондуктора и агента советской железной дороги. В досмотровом зале багажные места, не показанные ни в багажном списке, ни в накладных и не имевшие железнодорожных наклеек передавались в распоряжение таможни при копии акта под расписку на подлиннике. Одновременно в присутствии таможенника почтовыми служащими производился прием международных почтовых отправлений, после чего почтовый вагон досматривался на общем основании.
В случае повреждения упаковки грузов или грузов, привезенных без упаковки, а также при обнаружении товарных и багажных мест, не отмеченных в накладных, вагонных листах и багажных списках, при несходстве товарных мест с багажными квитанциями по роду упаковки, знакам, номерам и весу брутто представитель железной дороги, при участии дежурного сотрудника таможни,  составлял акт. Копия акта передавалась в таможенный орган[10]. Товары с поврежденной упаковкой подлежали немедленному досмотру.
Досмотр и оформление грузов, поступавших по грунтовым дорогам, рекам и озерам, а также досмотр и оформление гужевого транспорта регламентировались «Правилами приема и отпуска транспортов и перевозочных средств, следующих через границу по грунтовым дорогам, а также по рекам и озерам» и «Инструкцией по пропуску за границу лошадей и верблюдов»[11].
Грузы и багаж, поступавшие воздушным транспортом, оформлялись огласно «Правилам таможенных операций в отношении багажа и грузов, перевозимых на гражданских воздушных судах»,  утвержденным приказом ГТУ от 29 июня 1938 года № 17/оп[12]. Досмотр воздушного судна, багажа, грузов  проводился представителем таможенного органа по общим правилам Таможенного кодекса немедленно после посадки судна и высадке пассажиров при предъявлении командиром транспорта грузов, бортового журнала с приложением списков пассажиров, членов экипажа, багажного списка, перечня почтовых мест и отдельных посылок и документов, сопровождающих груз. На грузы (кроме диппочты), следующие в район действия внутренних таможен, накладывались пломбы и составлялся акт, копия которого передавалась командиру самолета для предоставления выпускной таможне. Экспортные грузы, а также вывозимый за границу пассажирский багаж, досмотренные таможенных органом в месте их отправления, следовали в опломбированном виде в выпускную таможню с документами на вывоз. На отправку воздушного судна таможенным органом составлялся акт, копия которого для выпускной таможни выдавалась командиру судна. По прибытии самолета в выпускной таможенный орган проверялись знаки обеспечения и соответствия экспортных грузов с показанием документов и акта, после чего таможенные пломбы снимались и груз выпускался за границу.
Тема транзита грузов различного назначения в период войны, вопросы объема, места назначения, целей транзита, несомненно, требует специального изучения. Существующие на сегодняшний день издания и выявленные архивные источники не дают полного представления о таможенной деятельности по оформлению транзитных грузопотоков. В отношении таможенных органов можно утверждать, что при досмотре и оформлении транзитных грузов таможенники руководствовались постановлением СНК СССР «О транзите иностранных товаров через территорию СССР» от 30 сентября 1940 года № 1833, в котором постанавливалось, что «транзит товаров через территорию СССР из страны или в страны, имеющие с СССР торговые договоры, торговые соглашения, касающиеся транзита, регулируются НКВТ в соответствии с указанными договорами и соглашениями. При этом НКВТ предоставляется право устанавливать перечень путей и направлений транзита в отношении отдельных стран, номенклатуру и контингенты товаров, могущих перевозиться транзитом, и прочие условия транзита. Транзит товаров из других или в другие страны, кроме предусмотренных выше, допускается лишь по особому разрешению НКВТ на устанавливаемых им условиях»[13]. Таможенники пользовались при оформлении транзита  приказами НКВТ от 18 марта 1941 года № 47 и приказом ГТУ от 29 марта 1941 года № 1[14]. Досмотр и оформление осуществлялись на основе разрешения НКВТ на транзит, описи препровождаемым документам на иностранный груз (удостоверение о принадлежности товара к определенной фирме, свидетельства о происхождении товара, предполагаемого к перевозке транзитом, договор о торговой сделке), провозной ведомости, отвозной ведомости. Транзитные грузы следовали за таможенными обеспечениями, вес, а также содержимое мест не проверялось за исключением случаев подозрения в контрабанде.
Таможенные органы участвовали совместно с карантинными инспекторами Наркомзема СССР в карантинном ветеринарно-санитарном надзоре экспортируемых и импортируемых животных, птицы, сырых животных продуктов, растений, сельскохозяйственной продукции и карантинном досмотре багажа ручной клади пассажиров и почтовых посылок на специально организованных охранно-карантинных пограничных пунктах. При осуществлении карантинного контроля таможенники руководствовались «Инструкцией о порядке ввоза и проведения карантинного досмотра подкарантинных грузоматериалов, поступающих в адрес иностранных миссий, находящихся в СССР» от 4 апреля 1941 года и приказа ГТУ от 26 апреля 1941 года № 2 «О применении Положения о внешнем карантине растений».
 Военные действия на территории СССР оказали влияние на формирование структуры таможенных органов, действовавших в 1941-1945 годах. В соответствии с объяснительной запиской к сводному годовому бухгалтерскому отчету ГТУ на 1 января 1941 года число штатных работников по утвержденной смете составляло 737 человек, фактически свои обязанности исполняли 635 человек. Сеть таможенных учреждений состояла из 56 таможен и таможенных постов[15]. После первого полугодия войны на 1 января 1942 года по смете штатных работников должно было быть 921 человек, а фактически на территориях, не оккупированных врагом, в 42 таможнях и таможенных постах работали 428 человек, в ряды Красной Армии было призвано 214 человек[16]. В течение 1942 года в системе ГТУ работало 317 человек. Главное таможенное управление НКВТ СССР, эвакуированное в Ульяновск, состояло из 37 сотрудников. Здания 24 таможен западных областей, оказавшихся в зоне оккупации, в основном, были разрушены, из 284 сотрудников таможен Прибалтики, западной границы, южной и юго-западной границ многие погибли или попали в плен. В связи с мобилизацией и желанием людей уйти на фронт основной проблемой деятельности таможен стало отсутствие достаточного количества профессиональных кадров. Необоснованные репрессии довоенного периода также внесли свою негативную лепту в кадровое управление таможнями[17]. Во многих таможнях оставалось по нескольку служащих. Относительно укомплектованными являлись Ленинградская, Московская, Архангельская, Бакинская, Владивостокская таможни, где насчитывалось от 10 до 18 человек[18]. Сотрудники этих таможен командировались ГТУ для обеспечения обработки экспортно-импортных грузов в других таможнях.
Поставки в СССР по ленд-лизу производились по четырем главным маршрутам: Северному (через Северную Атлантику на Архангельск, Молотовск, Мурманск), Тихоокеанскому - Дальневосточному (Владивосток, Петропавловск-Камчатский, Комсомольск-на-Амуре, Находка, Хабаровск), Иранскому - южному (из Ирака и Ирана в Азербайджанскую и Туркменскую ССР) и северо-восточному - по воздушной трассе через Аляску и Восточную Сибирь («Алсиб»).
Северный маршрут (Архангельск, Молотовск, Мурманск).
Для доставки грузов по ленд-лизу в северные порты СССР суда союзных держав  отправлялись конвоями – специальными соединениями, состоявшими из каравана грузовых и вспомогательных судов и военных судов охранения. Первый конвой из шести английских судов прибыл в Архангельск и встал под разгрузку 31 августа 1941 года. Прием в Архангельске первых караванов союзников потребовал значительного расширения и оснащения техникой всего торгового порта. Было построено и реконструировано 2,5 км причалов, установлено около 40 подъемных кранов. Осуществлено строительство 90 складов, служебных зданий и устроены подъездные пути. Рост грузооборота порта и транспортных средств, подлежащих таможенному контролю, резко возрос. В 1942 году штат Архангельской таможни был увеличен до 36 человек (по штату полагалось 60 человек) за счет сотрудников, прикомандированных из таможен Западной сухопутной границы, из портов Балтийского и Черного морей, с Дальнего Востока, фронтовиков после ранения. Неоднократно сотрудники Архангельской таможни командировались для работы в Мурманскую таможню. С марта 1942 года 12 сотрудников из Архангельской таможни были переведены на постоянную работу в Мурманскую таможню.
В конце 1941 года личный состав Мурманской портовой таможни состоял из пяти человек. В начале 1942 года руководство ГТУ приняло решение о направлении в Мурманскую таможню квалифицированных кадров из Архангельска и Ленинграда и увеличении штата до 21 человека.
Из-за сложной ледовой обстановки в январе 1942 года часть грузов по ленд-лизу пошла через незамерзающий порт Мурманска. 11 января 1942 года пришвартовался к причалам Мурманского торгового порта первый караван из девяти судов Северного конвоя РQ-7. Разгрузка боевой техники велась в порту круглосуточно, несмотря на полярную ночь, сильные морозы и авианалеты противника. Вместе с портовиками таможенники принимали участие в выгрузке и осуществляли таможенное оформление импорта. Они не покидали свой пост и во время вражеских бомбардировок. Борьба за грузы для фронта и тыла продолжалась до конца разгрузки и выхода судна в обратный путь. Ответственность за сохранность внешнеторгового груза лежала на таможенниках, тогда, когда как по инструкции моряки союзных конвоев во время воздушных налетов или пожара на судне, покидали транспорт, оставляя груз. 
Объем работы северных таможен можно представить по статистическим данным внешней торговли. За годы войны в порты Архангельска, Молотовска, Мурманска поступило для нужд тыла и фронта 3,7 млн тонн грузов[19]. Таможней было выпущено и отправлено из Архангельска также большое количество грузов. Например, по данным «Экспортлеса» на 12 марта 1945 года за границу на 200 пароходах вывезено 858,6 тыс. куб. м лесоматериалов и 8,1 тыс. тонн целлюлозы. Вывозились грузы «Разноэкспорта», «Экспортльна» и других объединений НКВТ. Всего из Архангельска и частично из Мезени и Онеги союзникам было отправлено около 1,5 млн тонн грузов[20].
Мурманская таможня в течение всей войны работала на передовых позициях, так как понятие тыла и фронта в условиях Мурманской области из-за постоянных бомбардировок противника и близости ведения военных действий было условным. При этом, таможня сумела развить инфраструктуру, открыть таможенные посты в Полярном, Ваенге (Североморске), Грязной губе (Сафоново), Беломорске, таможню в Печенге (Петсамо), оформить почти 2 млн тонн грузов.
Тихоокеанский маршрут (Владивосток, Петропавловск-Камчатский, Комсомольск-на-Амуре, Находка, Хабаровск)
Деятельность дальневосточных таможен в 1941-1945 годах – особая страница в истории таможенной службы. Уже в 1941-1942 годах почти 80% личного состава дальневосточных таможен ушло на фронт. На 15 сентября 1941 года штатная численность Владивостокской таможни и подведомственных ей учреждений составляла 125 человек, из них 65 человек во Владивостокской таможне, остальные 60 человек работали в ее оперативном подчинении[21]. С 1942 года мобилизованных сотрудников Владивостокской таможни мужчин заменили женщины. Большинство из них было принято на должности контролеров транзитно-грузовой группы. Только в 1943 году на работу во Владивостокскую таможню было принято 55 женщин. Женщины выполняли обязанности наравне с мужчинами: несли круглосуточные дежурства в порту, командировались в северные таможенные посты для обеспечения контроля над транзитными грузами[22].
Для расширения таможенного оформления ленд-лизовских поставок на Дальнем Востоке летом 1942 года были открыты таможенные посты в Магадане, бухте Провидения, Амбарчике, Тикси, Певеке, Николаевске–на–Амуре, а также таможенные посты, контролирующие доставку грузов в северо-восточный сектор Арктики (о. Диксон), в портах на Енисее – Игарка и Дудинка[23].
В 1943 году возросла интенсивность обработки и оформления импортных грузов в порту Находка, через который осуществлялась доставка продовольствия, медикаментов, химикатов и других товаров из США и Великобритании. Через порт было вывезено десятки тысяч тонн рыбной продукции. Для обслуживания грузов, прибывающих в порт Находка, периодически направлялись специальные бригады из сотрудников Владивостокской таможни.
Между портами США и Владивосток в одиночном безконвойном плавании курсировало около 300 советских морских судов. Основную долю импорта составляли: военная техника, медикаменты, паровозы, промышленное оборудование, продовольствие, жидкое топливо, металл, электростанции, зерно, автомашины,  покрытие для взлетно-посадочных полос. Кроме того, через Тихий океан шел поток встречных поставок из СССР: марганец, цветные и редкоземельные металлы, сырье для военной промышленности союзников. В перевозке грузов через Тихий океан были задействованы в основном советские суда, перешедшие под управление Государственного дальневосточного морского пароходства. Это обеспечивало строжайшую засекреченность маршрутов.
Дальневосточные таможни в годы войны сумели осуществить контроль и оформление почти половины объема грузов, поступивших по ленд-лизу и по линии Международного Красного Креста. Из 17,5 млн. тонн грузов 47,1% прошло через дальневосточные порты[24].
Северо-Восточный маршрут - воздушная трасса «Аляска-Восточная Сибирь» («Алсиб»).
Для обеспечения таможенного досмотра при перегоне самолетов через Аляску в Сибирь 3 марта 1943 года были учреждены таможенные посты центрального подчинения ГТУ в пунктах Уэлькаль и Сеймчан (Хабаровский край). Для завоза авиабензина и авиационного масла для самолетов ленд-лиза были образованы таможенные посты в Нагаево (Магадан) и в Анадыре. Всего за время войны от союзников по трассе Аляска – Сибирь для фронта осуществили перегон 8 094 самолета[25].
Иранский маршрут (из Ирака и Ирана в Азербайджанскую и Туркменскую ССР).
Значительный поток грузов ленд-лиза шел в СССР по южному направлению через Персидский залив в Закавказье и на Каспий: самолеты, танки, автомобили, взрывчатые вещества, порох, авиационный бензин. Основным предприятием для организации всех транспортных операций стало Советское транспортное управление (СТУ). В его составе насчитывалось 1500 человек. 19 декабря 1941 года были изданы приказы ГТУ НКВТ №№ 219, 220 в соответствии с которыми были открыты таможенные посты на советско-иранской границе в городах Красноводске, Серахсе, Баят-Ходжи, а в г.Ашхабаде организовано отделение Главного таможенного управления. 13 апреля 1942 года в городах Ашхабад и Мары были организованы таможенные посты для обслуживания самолетов (досмотр и оформление самолетов, грузов и пассажиров), курсирующих через эти пункты между СССР и Ираном. 3 октября 1942 года в Ашхабадском отделении ГТУ был организован таможенный пост в г. Кызыл-Арват для досмотра и оформления боевых и транспортных самолетов с пассажирами и грузами. Через Кызыл-Арват пролегала воздушная трасса между СССР и Ираном.
29 января 1942 года, после подписания договора о союзе между СССР, Великобританией и Ираном, англичане доставили из Индии для Трансиранской железной дороги более тысячи вагонов и ста паровозов.
Союзные транспорты, в основном американские, доставляли грузы в порты Персидского залива (Абадан, Бендер-Шахпур, Хоррем-Шехр – в Иране и Басра – в Ираке) из США, затем их перевозили по трансиранской железной дороге или автотранспортом в каспийские порты Ирана (Пехлеви, Ноушехр, Бендер-Шах). Основной объем импортных грузов по Каспийскому морю перевозили суда сухогрузного пароходства «Каспфлот» и Каспийской военной флотилии. Большую их часть - свыше 1,5 млн. тонн – принял порт Баку, 660 тыс. тонн было доставлено в Красноводский порт и 310 тыс. тонн – в Махачкалу[26]. Перевозки грузов ленд-лиза через Каспий продолжались до конца войны. По иранскому транзиту было отправлено 4 млн. 159 тыс. 117 тонн различных материалов, что составило 23,8% от общего количества поставок по ленд-лизу. Большая часть грузов в Закавказье доставлялась автомобильным транспортом через Джульфинскую таможню.
В 1942-1945 годах из Тегерана в азербайджанские города Кировабад и Аджи-Кабул (с 1943 года) осуществлялся перегон самолетов по ленд-лизу. В Кировабаде был открыт таможенный пост, подчинявшийся Бакинской таможне. Всего за период Великой Отечественной войны по Иранскому маршруту в СССР было доставлено около 6 тысяч самолетов из США и Великобритании.
Важнейшей задачей таможенных органов в годы войны оставалось осуществление контрольно-инспекторских функций (КИФ). В данном виде деятельности таможенники руководствовались инструкцией, утвержденной приказом ГТУ от 15 сентября 1938 года № 29/оп[27].  Контрольно-инспекторские функции заключались в проверке правильности документального оформления импортно-экспортных и транзитных грузов; в выявлении плохой тары, упаковки и укладки, грозящих порчей или хищением при дальнейшем следовании грузов; в контроле за установленной маркировкой грузов; проверке правильности укладки и сепарации грузов в вагоны, пароходы и другие виды транспорта; выявлении повреждений и порчи грузов в результате небрежного транспортирования, а также при погрузке и выгрузке; в наблюдении за своевременным отправлением и правильностью направления внешнеторговых грузов и простоем транспорта; в выявлении случаев поступления бракованных или испорченных импортных товаров,  а также недоброкачественного экспорта; в наблюдении за работой складских организаций; выявлении случаев плохого хранения, порчи или хищения товаров, дефектов по транзитным грузам. Только в 1944 году таможенниками были вскрыты в портах и на границе 1570 случаев хищения товаров, 1740 случаев хищения грузов в портах, 233 случая утопления грузов при выгрузке и погрузке, 832 недостачи, 11 простоев судов, 1983 других дефекта[28].
Тема взимания таможенных сборов в период войны требует дополнительного изучения. Данные по поступлению таможенных сборов, представленные в исследованиях, статистических сборниках и выявленных архивных источниках, не дают целостного представления о роли таможенных органов в формировании доходной части бюджета государства за 1941-1945 годы. В первичных статистических отчетах-справках, высылаемых таможнями ежемесячно в ГТУ, не указывались вес и стоимость груза, лишь в общих выражениях упоминалось наименование товаров. Все это затрудняло идентификацию грузов и составление сводных по стране сведений об экспортно-импортных операциях[29].
12 ноября 1943 года приказам НКВТ был организован Отдел таможенной информации тарифов и кодификации. В функции отдела входили:
1) Получение из-за границы всех материалов по вопросам таможенно-тарифной политики иностранных государств; таможенных уставов, положений, статутов и других законов о таможенной службе иностранных государств; сводов таможенных тарифов, правил, устанавливаемых министерствами торговли, финансов и другими правительственными учреждениями по вопросам таможенных формальностей при экспорте и импорте, при въезде и выезде людей, при отходе и приходе судов, поездов, самолетов и автотранспорта, при отправлении и получении почты; актов и законов, носящих временный характер и касающихся таможенных формальностей; статистических обзоров внешней торговли и других материалов, в частности газетных и журнальных статей о таможенной службе государств.
2) Разработка перечисленных материалов, их классификация и каталогизация, составление и ведение справочного досье по странам.
3) Изучение мероприятий отдельных правительств по установлению таможенных ограничений, дискриминаций и заключений, а также таможенных льгот, представляемых наиболее благоприятствуемой нации.
4) Выдача справок управлениям и объединениям Наркомвнешторга и другим организациям по вопросам таможенных тарифов и формальностей иностранных государств.
5) Кодификация всех действующих законов, правил и инструкций, изданных по таможенным вопросам в СССР.
6) Разработка и подготовка к изданию новых и действующих советских таможенных правил, законов и таможенных тарифов.
По данным НКФ СССР, в 1944 году поступило таможенных сборов 3 182 556 262 рубля[30].
Отрывочные сведения о сборе пошлин представлены в региональных исследованиях о таможнях.  По данным Мурманской таможни всего за 1942-1945 годы было взыскано пошлины на сумму 602 265 рублей, из них 38 930 рублей на моряков и пассажиров. Всего за годы войны Мурманской таможней перечислено в госбюджет 1 386 437 рублей[31].
Таможенные учреждения в своей деятельности по сбору пошлин с товаров ленд-лиза руководствовались «Правилами централизованных расчетов по таможенным пошлинам», утвержденными приказом ГТУ от 22 августа 1932 года[32]. Согласно правилам Всесоюзные импортные и экспортные объединения и акционерные общества, состоящие в ведении Наркомвнешторга СССР, автономные импортно-экспортные конторы при государственных промышленных и отраслевых объединениях и предприятиях, действующие на основе утвержденных Наркомвнешторгом СССР положений, и кооперативные организации, допущенные Наркомвнешторгом СССР к совершению операций по внешней торговле, уплачивали таможенные пошлины за привозимые из-за границы и вывозимые за границу товары в централизованном порядке. Указанные организации начисляли причитающиеся, согласно таможенному тарифу суммы таможенных пошлин на основании привозных и вывозных торговых документов. Начисление таможенных пошлин на товары, импортируемые по поручению комитентов, производились одновременно с выпиской счета комитенту. Начисленная сумма таможенных пошлин в счете показывалась отдельной графой. Счета комитентам импортными организациями выписывались не позже 5 дней после получения счета инофирмы, подтвержденного извещением об отгрузке товара советским экспедитором за границей. Счета, предъявляемые импортными организациями их комитентам, журнал покупки импортных товаров, журнал продажи консигнационных товаров содержали в себе следующие данные:
а) Наименование товара;
б) Страна его происхождения;
в) Полная стоимость товара со включением всех расходов до границы СССР (при установленной для товара ценовой ставки таможенных пошлин);
г) Вес товара (при установленной для товара специфической ставки таможенных пошлин);
д) Статья таможенного тарифа;
е) Сумма таможенной пошлины;
ж) В тех случаях, когда импортный товар освобождался от таможенного обложения, представлялось основание его беспошлинности.
Если к моменту начисления таможенных пошлин у импортных организаций не имелось данных о накладных расходах до границы, последние исчислялись в размере 10% стоимости товара.  
Таможенные пошлины за импортные товары, приобретенные импортными организациями по твердо-счетным операциям, начислялись этими организациями в том же месяце, в котором получены и приняты ими к оплате торговые документы. Начисленная сумма таможенных пошлин подлежала перечислению в Госбюджет не позже 25 числа следующего за отчетным месяца. Таможенные пошлины за консигнационные товары, выпущенные из складов на внутренний рынок и за экспортные товары, подлежали перечислению в Госбюджет не позже 25 числа месяца, следующего за месяцем выпуска товара из таможни. За несвоевременную оплату таможенными пошлинами импортных и экспортных товаров, а также за несвоевременное перечисление в Госбюджет взысканных сумм таможенных пошлин начислялась пеня, согласно положению о взимании налогов.
Учреждения Госбанка о поступивших в Госбюджет таможенных пошлинах извещали Сектор госдоходов и товарооборота НКФ СССР. Сведения доставлялись к 30 числу следующего за отчетным месяца. Контроль за правильным начислением таможенных пошлин, своевременной выпиской счетов комитентам и своевременным перечислением начисленных сумм в Госбюджет осуществлялся Сектором госдоходов и товарооборота НКФ СССР.
2 мая 1943 года была утверждена совместная Инструкция СЦ-11 Наркоматов Внешней Торговли и Морского флота «О порядке расчетов за получаемые в США капитанами пароходов техснабжение, продовольствии и бункер». Согласно инструкции, полученные в США оборудование и техснабжение пропускались беспрепятственно лишь в том случае, если в таможню поступали счета и спецификации, снабженные штампом «отпущено в счет ленд-лиза» или «приобретено за наличный расчет», так как в этом случае все расчеты с Наркомфином, в том числе и взимаемые пошлины, осуществлялись внешнеторговыми организациями через специальные клиринговые банковские счета в централизованном порядке. Предметы, оказавшиеся сверх счетов и спецификаций, выпускались только после представления разрешения на ввоз и уплаты пошлин. В случае прибытия в советский порт судна, закупленного за границей, должностные лица таможни проверяли: все ли находящиеся на судне предметы и материалы входят в закупочную стоимость парохода, включены ли они в инвентарные и приемные описи. Обнаруженные предметы и материалы, не включенные в такие описи, задерживались и выпускались только после разрешения НКВТ на ввоз и уплату пошлины. При неуплате пошлины за ввезенные сверх счетов и спецификаций предметы, таковая взыскивалась через местные финансовые органы в бесспорном порядке[33].  26 апреля 1944 года вышел приказ НКВТ и НКМФ «Об утверждении Инструкции о порядке взаимоотношений между организациями НКВТ и НКМВ по перевалке и транспортно-экспедиторской обработке импортных и экспортных грузов в советских портах Севера и Дальнего Востока». 14 ноября 1944 года приказом по НКВТ от № 228 была утверждена «Инструкция по учету завоза, отгрузки и предъявления счетов комитентам по импортным товарам в объединениях Наркомвнешторга СССР»[34], в соответствии с которой оформлялась документация по поставкам товаров ленд-лиза. Регулярные поставки по закону о ленд-лизе продолжались в СССР официально до 30 июня 1945 года, т. е. до окончания военных действий в Европе. Последний арктический конвой в Кольский залив прибыл 20 мая 1945 года. 20 сентября 1945 года все поставки по ленд-лизу были прекращены.
Борьба с контрабандой в годы войны представляла важнейшее направление деятельности таможенных органов, так как жесткое нормирование и нехватка промышленных и продовольственных товаров в магазинах являлись основной причиной для провоза дефицитных товаров из-за границы. В борьбе с контрабандой таможенные органы руководствовались отделом 3 Устава таможенного «О контрабанде, взысканиях за нее и о производстве дел о контрабанде»[35]. За все виды контрабанды: простой, повторной и квалифицированной была предусмотрена уголовная ответственность, потому что независимо от порядка наложения взыскания административного или судебного всякая контрабанда рассматривалась как уголовное деяние. Согласно ст.59 «Квалифицированная контрабанда влечет за собою, сверх произведенной таможенным управлением конфискацией товаров и наложения штрафа, лишение свободы на срок не ниже одного года, с конфискацией всего или части имущества, а при особо отягчающих обстоятельствах, - с повышением вплоть до высшей меры социальной защиты - расстрела, с конфискацией имущества»[36]. Квалифицированной контрабандой признавалось: перемещение грузов помимо таможенных учреждений, с помощью специально для этой цели предназначенных перевозочных средств; сокрытие контрабандных грузов в помещениях, особо для их сокрытия приспособленных; контрабанда, связанная с подделкой документов или прикрытием грузов документами, относящимися к другому грузу; участие в организации, специально занимающейся контрабандой; совершение контрабанды вооруженными лицами; совершение контрабанды должностным лицом, непосредственно связанным с таможенным делом, а также должностным лицом, имевшим возможность использовать для целей контрабанды свое служебное положение; контрабанда, совершенная более двух раз в течение 3 лет, а также хранение, перевозка или торговля заведомо контрабандными грузами в виде промысла; контрабанда взрывчатых веществ и оружия, воинского снаряжения, воздушных судов, телеграфного и радиотелеграфного имущества и вывоз аннулированных ценных бумаг; занятие в виде промысла незаконным вывозом, ввозом, пересылкой и переводом за границу и из-за границы валютных и фондовых ценностей.
Порядок производства таможенных обследований, осмотров и выемок по подозрению в сокрытии предметов контрабанды определялся правилами, утвержденными НКВТ и МКФ Союза ССР. Постановления таможен по делам о контрабанде могли быть обжалованы в ГТУ или в его отделениях в двухнедельный срок. Постановления ГТУ и его отделений о конфискации и наложении штрафов являлись окончательными и обжалованию не подлежали.
Таможни осуществляли конфискационное производство, начисление таможенной пошлины на предметы, ввозимые сверх установленных норм моряками заграничного плавания и пассажирами, вели график досмотрового наряда, осуществляли учет и передачу на реализацию в предприятия Госторга конфиската.
31 декабря 1942 года была утверждена инструкция ГТУ по ведению дел по контрабанде, основные положения которой вошли в Таможенный кодекс Союза ССР.
В 1942 году было задержано контрабандных товаров на сумму 1 978 957 рублей. С 1943 года с увеличением объема ленд-лизовских поставок возросло и число контрабандных грузов, что потребовало усиление таможенного контроля в портах и на границах. В 1943 году сумма контрабандных товаров составила 3 906 976 рублей.
В первые годы войны предметы контрабандного ввоза в основном составляли потребительские товары: табак, спички, шоколад, сода питьевая, черный перец, консервы, краски для тканей. С 1944 года перечень товаров изменился, стал более дефицитным: шелк, кремни для зажигалок, швейные иглы, драгоценности, изделия из драгметаллов, фотоаппараты, радиоприемники, дамские манто, сапоги и ботинки из кожи, лайковые перчатки – на ввоз, валюта и валютные ценности – на вывоз. В 1945 году самыми распространенными предметами контрабанды были жевательная резинка, мука, мыло и сигареты.
В 1944 году особенность контрабанды была связана с применением ухищренных способов сокрытия с использованием служебного положения должностными лицами под прикрытием документов, содержащих указание о секретном характере грузов, провоз в упаковке, опечатанной гербовыми сургучными печатями, под видом репарационного и возвратного груза и трофейного имущества[37].  Стоимость задержанных контрабандных товаров в 1944 году составила 649 377 рублей. Сократилось задержание при вывозе иностранной валюты, цветных металлов и драгоценных камней. Возросло задержание при ввозе таких товаров как ткани, кожи, часы.
При обнаружении товаров, скрытых от таможенного досмотра, составлялись: акт о задержании предметов контрабанды, протокол задержания предметов контрабанды, протокол опроса, произведенного в таможне по конфискационному делу, опись на задержанные товары (ценности)[38]. Конфискация товаров и наложение штрафа осуществлялись постановлениями начальника таможни. Лицо, привлеченное к административной ответственности, имело право обжаловать постановление таможни в Главном таможенном управлении в двухнедельный срок. В исследованиях,  посвященных деятельности таможен в 1941-1945 годах, приведены примеры и количество случаев обнаружения контрабандных товаров, номенклатура контрабанды, суммы, поступившие в доход государства от реализации контрабандных товаров согласно приказу Наркомвнешторга  и  Наркомфина  Союза ССР от 30 июля 1943 года № 109/482[39]. Видимо, образцов контрабандных товаров было столько, что 1 июня 1944 года был издан циркуляр ГТУ НКВТ СССР № 12 «Об организации музея по борьбе с контрабандой».
Успехи Красной Армии на фронтах, изменение международной обстановки, открытие второго фронта, освобождение временно оккупированных территорий расширило объем и задачи   работы таможенных учреждений. На 1 апреля 1945 года сеть таможенных учреждений включала: руководящий аппарат ГТУ НКВТ СССР, 65  таможен, 34 таможенных поста. Штат таможенного ведомства составил 1499 человек, фактически работало 686 сотрудников.[40]
Процесс перераспределения   кадров коснулся всей таможенной системы. В связи с освобождением территорий СССР от оккупации были восстановлена деятельность ликвидированных таможен и открыты новые таможни. В 1944 году начали действовать Ленинградская, Одесская, Феодосийская, Керченская, Выборгская, Николаевская, Рижская, Новороссийская, Ренинская, Унгенская, Адекатенская, Брестская, Берестовицкая, Ягодинская, Рава-Русская, Хыровская, Мостистская, Кретингская, Вирбалисская, Таурагенская таможни, таможенные посты в Ростове-на-Дону, Нурми, Энсо, Вяртсиле, Сювяоро, Тронгзунде, Ереване, Тбилиси, Киеве и Хабаровске. В 1944 году было пропущено через границу 1 014 888 человек, из них в упрощенном порядке 932 924 человека, 81 964 пассажира, а также 65 735 мест багажа. Таможенные пошлины на дипломатические  грузы,  поступающие из-за границы составили 19 млн. рублей. В Архангельской таможне в 1944-1945 годах работали 33 человека при штате более 60 служащих. Часть сотрудников были направлены руководителями в другие таможни. В декабре 1944 года был ликвидирован ряд таможенных постов, созданных для обработки благотворительных грузов при базах В/О «Разноэкспорт», так как функции таможенников на этих постах в основном имели охранно-сторожевой порядок и не имели ничего общего с таможенными операциями. 
В апреле 1945 года из Мурманской таможни возвратились домой прикомандированные сотрудники Архангельской, Владивостокской, Московской таможен. Сотрудники Владивостокской таможни были посланы на укрепление и восстановление таможен, освобожденных от оккупации западных регионов страны. В 1945 году были вновь открыты таможни: Измаильская, Прутская, Порккала-Уддская, Печенгская, Минская, Херсонская, Ниженковичская, Чопская и Кенигсбергская, Гродненская.  Возобновили работу после изгнания оккупантов Венспилская, Лиепайская, Таурогенская и Клайпедская таможни, таможенные посты в Кагуле, Кишиневе, Липканах, Скулянах, Наумиестисе, Кальварии, Мацково, Липшанах, Хворостянах, Кузнице, Грудеке, Макарьево, Влодаво, Сокале, Фархаче, Хрыстынополе, Каунасе, Вильнюсе, Ванино. На Дальнем Востоке в октябре 1945 года были открыты 10 новых таможенных постов на границе с Манчжурией  и в важнейших транспортных узловых пунктах. В связи с обустройством западных границ на пограничных линиях с Польшей, Чехословакией, Восточной Пруссией и в Венгрии (присоединенная территория Закарпатья) были организованы новые таможенные посты и таможни, что позволило освободить работников пограничной охраны от выполнения функций по таможенному контролю. После окончания войны с Японией и воссоединения Южного Сахалина с СССР была открыта таможня в порту Отомари, а таможни в Александровске и Охе преобразованы в таможенные посты.
В конце войны и после ее окончания подавляющая часть работников таможенных учреждений состояла из людей, имевших опыт таможенной работы не более года, а опытные таможенные работники составляли не более 12-15% к личному составу. Было решено организовать  Инспекцию ГТУ, на которую были возложены обязанности ревизии и инструктажа таможенных учреждений. 21 апреля 1945 года вышел приказ НКВТ № 056 «Об организации инспекции при ГТУ»[41]. Приказом НКВТ № 138 от 4 июня 1945 года «Об организации резерва ГТУ при Московской и Рижской таможнях» в целях лучшего подбора и предварительной подготовки лиц, вновь направляемых на работу в таможенные органы НКВТ, был организован резерв ГТУ из 75 работников. При Московской таможне была организована 6-недельная стажировка с изучением таможенного дела для работников сухопутных таможен, а при Рижской - для портовых таможен[42]
В сентябре 1944 года, в соответствии с соглашениями с Румынией и Финляндией в СССР начались репарационные поставки. С 20 января 1945 года стали поступать репарации из Венгрии, после 7 мая 1945 года - из Германии. Перевозка, проверка и таможенное оформление этих грузов регулировались приказами ГТУ НКВТ СССР «О порядке перевозки репарационных грузов» от 9 марта 1945 года № 6/93/оп, «Об утверждении Инструкции о порядке пропуска трофейных грузов» от 3 августа 1945 года № 7/оп, циркуляром ГТУ НКВТ «О пропуске импортных грузов» № 9 от 16 июля 1945 года. 
Особая нагрузка выпала на таможенников в последние годы войны в связи с усилением миграционных потоков, возвращением репатриированных и граждан, освобожденных из плена, пропуском трофейных грузов. В этот период таможенники, кроме контроля за ввозом внешнеторговых грузов, боролись с незаконным провозом предметов контрабанды, валюты. При пропуске через границу имущества граждан, освобожденных из немецкого плена советскими войсками, военнослужащих и воинских эшелонов ГТУ руководствовалось приказом и Инструкцией «О порядке пропуска через границу имущества граждан СССР и союзных стран, освобожденных из немецкого плена Красной Армией» от 1 апреля 1945 года № 2/оп  и телеграммами НКВТ СССР № 3547-Н от 26 июня 1945 года «Об освобождении от таможенного досмотра при переезде границы военнослужащих, уволенных из Красной Армии» , № 2311 от 1 июля 1945 года «О пропуске без задержки и досмотра воинских эшелонов, следующих через границу». Согласно телеграмме ГТУ НКВТ СССР № 2665 от 21 июля 1945 года репатриируемые советские граждане при переезде государственной границы пропускались без таможенного досмотра.[43] Были установлены нормы ввоза и вывоза вещей пассажиров через границу в каждую поездку в пределах личной потребности. На вывоз были ограничены меха и ювелирные изделия, черная икра, рояли, ковры. Предметы, провозимые сверх нормы, если их количество не превышало личной потребности, пропускались под оплату таможенной пошлины по ввозному таможенному тарифу. Запрещались к ввозу: советская валюта, охотничьи ружья и предметы, запрещенные к ввозу таможенным тарифом. В 1945 году через государственную границу проследовали более 20 млн. человек, 79 290 поездов, 11 120 судов, 11 720 самолетов, 1 981 279 автомашин, 278 053 единиц вьючного транспорта[44].
12 сентября 1945 года вышел приказ НКВТ СССР, в котором было отмечено, что «Правительство и лично товарищ Сталин высоко оценили труд работников Наркомвнешторга в дни Отечественной войны и наградили их орденами и медалями Советского Союза». За  мужество и стойкость, проявленные в годы Великой Отечественной войны при приеме грузов с иностранных судов, его охране и способствовании быстрейшему продвижению фронта, таможенники награждались медалями «За оборону Советского Заполярья» и «За доблестный труд в Великой Отечественной войне», орденами Трудового Красного Знамени, медалями «За трудовую доблесть» и «За трудовое отличие». Особо отличившимся коллективам вручались переходящие Красные Знамена ГТУ НКВТ СССР. Личный состав таможен, награжденный за труд в годы войны государственными и правительственными наградами, представлен только в изданиях по северным таможням. Составление списка награжденных сотрудников по таможням Дальнего Востока и Юга Союза ССР требует дополнительного изучения в ведомственных и региональных архивах.
Труд таможенников в годы войны поистине поражает, поскольку около 1096 человек во всех таможнях и таможенных постах  страны провели досмотр итаможенное оформление 17 500 тыс. тонн[45] совокупного количества грузов, прибывших по ленд-лизу в СССР отправок, на сумму свыше 10 млрд. 801 млн. долларов[46]. Таможенники обработали грузов по ответному ленд-лизу на 2 млн. 139 тыс. долларов[47]. Общий объем экспортно-импортных внешнеторговых операций за 1941-1945 годы составил 1818, 8 млн. рублей[48].
Война оказала влияние и на изменение кадровой политики таможенных органов. Отсутствие профессиональных кадров в начальный период военных действий восполнялось работой по подготовке специалистов аппарата ГТУ и таможен СССР.
Основное место в исследованиях деятельности таможен в годы Великой Отечественной войны уделяется таможенному оформлению поставок ленд-лиза, меньше внимания уделяется изучению фискальной функции таможенных органов, вопросам тарификации товаров и взиманию пошлин. Отсутствуют точные данные о доле таможенных сборов в доходной части Государственного бюджета СССР за годы войны.
Не изучен вопрос взаимодействия на местах таможенных органов и организаций, участвовавших во внешнеторговых операциях, разгрузке-выгрузке и транспортировке и охране грузов, а также мало освещен вопрос инспектирования в военное время деятельности таможен представителями НКВТ.
Отсутствует информация о деятельности таможен и таможенных постов южного направления (Баку, Красноводск, Хорог, Ашхабад).
Приведенная в обзоре информация составлена на основе опубликованных источников в рамках исторического краеведения, а также документов Российского Государственного  Архива Экономики. Даже краткий обзор темы выявляет проблемы, степень изученности которых не позволяет осветить все направления деятельности таможенных органов в годы войны. История деятельности таможенных органов в период Великой Отечественной войны требует дальнейшего исследования.
 
Примечания:
 


[1]Микоян А.И. Так было. Мемуары. М.: Вагриус, 1999.  Гл.30.
[2] Владивостокская таможня 1901-2001.Владивосток: ИПК «Дальпресс», 2001.
Головин В.В. Таможенная служба на Мурмане.1941-1945.Мурманск: МИИП «Север», 2001.
Головин В.В. История Мурманской таможни. 1919-2005. Мурманск: Мурманская таможня, 2006.
История Архангельской таможни XYI-XX вв. Архангельск, 2001.
Печерица В.Ф. Очерки   истории дальневосточной таможни Ч.1.1899-1945. Владивосток, 2002.Стеттиниус Э. Ленд-лиз - оружие победы. М., Вече. 2000.
[3] За годы войны было подписано четыре Протокола. Первый Протокол был подписан в Москве 1-2 октября 1941 года. Второй Протокол был подписан в Вашингтоне 6-10 октября 1942 года. Третий Протокол был подписан в Лондоне 19 октябрь 1943 года. Четвертый Протокол был подписан в Оттаве 17 апреля 1944 года.//Ленд-лиз для СССР. М.: Центральный музей ВОВ, 2010.
[4]Таможенный кодекс Союза ССР. М.: Международная книга, 1946. СС.34-35, 38-39.
[5] Там же С. 179.
[6] Головин В.В. Таможенная служба на Мурмане.1941-1945.Мурманск: МИИП «Север», 2001. С.89.
[7] Таможенный кодекс Союза ССР. М.: Международная книга, 1946. С. 168.
[8] Таможенный кодекс Союза ССР. Глава III. М., 1946. С.65.
[9]Головин В.В. История Мурманской таможни. С.70
[10] Правила приема, охраны и выгрузки прибывающих из-за границы поездов, утвержденные приказом ГТУ от 1931 года № 112/оп.// Таможенный кодекс Союза ССР. М., 1946. С.75-77.
[11] Таможенный кодекс Союза ССР. Глава V. М., 1946. С.77-82.
[12]Там же. С.82-83.
[13]Фрей Л.И. Внешняя торговля СССР. М.: В/О Международная книга, 1947. С.177-178.
[14] Там же. С.99-101.
[15]РГАЭ Ф.413, ОП.13, ед.хр.2917.
[16] РГАЭ Ф.413, ОП.13, ед.хр.3713.
[17] История Архангельской таможни XYI-XX вв. Архангельск, 2001. С.101-103.//Владивостокская таможня 1901-2001. Владивосток: ИПК «Дальпресс», 2001. С.43-45.//Головин В.В. История Мурманской таможни. 1919-2005. Мурманск: Мурманская таможня, 2006. С.54-56.
[18] Кисловский Ю.Г. История таможенного дела России. Кн.2. ХХ-ХХI вв. М.,2004. С. 35.
[19] История Архангельской таможни. С.116.
[20] Там же. С.117.
[21]Печерица В.Ф. Очерки истории дальневосточной таможни. Ч.1.1899-1945. Владивосток, 2002.С.155.
[22] Владивостокская таможня1901-200. Владивосток: ИПК «Дальпресс», 2001.
С 58-59.
[23]Печерица В.Ф. Очерки истории дальневосточной таможни. С. 157
[24] Там же. С. 156.
[25] «Аляска-Сибирь-фронт». История легендарной авиатрассы. Документы. Комментарии. Воспоминания. 1942-1945 гг. М., 2004. С.86. //По данным командования ВВС США - 8 777 самолетов.
[26] Под флагом России: История зарождения и развития морского флота. М.: Согласие, 1995. С. 338.
[27] Таможенный кодекс Союза ССР. С 125-126.
[28]Кисловский Ю.Г.. Контрабанда. История и современность. М.,1996. С.130.
[29]История Архангельской таможни. С.115.
[30]Архив ЦАПВ, Ф.14, Оп.24, д. 8407, л. 116.
[31]Головин В.В. История Мурманской таможни. С. 70-71.
[32]Таможенный кодекс Союза ССР. С.161-164.
[33] Печерица В.Ф. Очерки истории дальневосточной таможни. С.158.
[34] Инструкция по учету завоза, отгрузки и предъявления счетов комитентам по импортным товарам в объединениях Наркомвнешторга СССР. М., 1945. 221 С.
[35]Таможенный кодекс Союза ССР. С.227-302
[36]Уголовный кодекс РСФСР. М.: Юридическое издательство НКЮ СССР, 1944. Ст.59 «Контрабанда при отягчающих обстоятельствах».
[37]Кисловский Ю.Г.. Контрабанда. История и современность. С.129-130.
[38]Таможенный кодекс Союза ССР. С.330-338.
[39]Там же. С. 303-305.
[40]РГАЭ. Ф.413, оп.13, д.4659, л.50. Ведомость фактического выполнения по штатам таможенных учреждений за 1945 г.
[41]РГАЭ. Ф.413, оп.13, л.13
[42]Там же. Л.94
[43]  Архив ООВР. Дело документы ГТУ МВТ за1945-1947 годы
[44] Кисловский Ю.Г.. Контрабанда. История и современность. М.,1996. С.131.
[45] Приморский край. Краткий энциклопедический справочник. Владивосток, 1997. С.272-273.
[46]Мировое хозяйство и мировая политика. № 10-11, 1946. Приложение. С.7.
[47]Внешняя торговля. № 9. М.: Международная книга, 1945.С.141.
[48]Внешняя торговля СССР. Статистический сборник. 1918-1966. М.: Международные отношения, 1967. С.60
 


© 2004— 2017, Федеральная таможенная служба.