Контакты 

г. Москва,
Комсомольская пл.,1 а.
Время работы:
вторник-пятница
с 10-00 до 17-00.

Заказ экскурсий
по телефонам:
(495) 276 38 81,
(495) 276 38 94,
т/ф (495) 276 39 08.

Индивидуальное посещение музея по предварительным заявкам

Московская главная складочная таможня. К 160-летию строительства здания. PDF Print
Written by   

Московская главная складочная таможня. К 160-летию строительства здания.


В архитектурном облике Комсомольской (до 1932 года Каланчевской) площади достойное место занимает историческое здание Московской главной складочной таможни, построенное в стиле позднего русского классицизма. Здание таможни композиционно и стилистически объединено со зданием Николаевского (с 1937 года Ленинградского) вокзала и построено по проекту выдающегося архитектора Константина Андреевича Тона. К работе по проектированию и возведению комплекса зданий вокзала и таможни имели отношение известные государственные деятели и выдающиеся архитекторы России. Четыре года ушло на принятие и согласование решения о строительстве зданий, выбор места под строительство, на разработку и утверждение проектов и определение сметы расходов.
Необходимость постройки специального здания таможни определялась значительным объемом привоза товаров для очистки в Московской таможне. Только в 1843 году в Департамент Государственного Казначейства из таможни было перечислено 1852635 рублей таможенных доходов. Арендуемое Московской таможней за 2500 рублей в год здание у купца В.В. Варгина на Пятницкой улице было непригодным для исполнения таможенных обрядностей. Дом В.В. Варгина был окружен плотной деревянной застройкой, вследствие чего всегда сохранялась опасность возникновения пожара. К тому же, в здании отсутствовали таможенные пакгаузы для складирования товаров, из-за чего большая часть привозных товаров складировалась в подвалах у купцов и в помещениях, нанятых в разных частях Москвы. В связи с этим 19 февраля 1843 года министр финансов граф Егор Францевич Канкрин подал императору Николаю I записку с просьбой о выделении 120 тыс. рублей для покупки с аукциона дома для таможни в Москве. Часть денег должен был выделить Департамент внешней торговли, другую часть предполагалось взять в виде займа в Государственном заемном банке. Для покрытия расходов Е.Ф. Канкрин предлагал учредить в Москве особый сбор за таможенную складку товаров.
Идея покупки или аренды нового здания для таможни оставалась актуальной до 1850 года. Решить проблему хранения, складирования и быстрой очистки товаров можно было только путем строительства таможенных объектов, специально предназначенных для этих целей. Управляющий министерством финансов граф Федор Петрович Вронченко выступил с инициативой возведения нового здания Московской таможни вблизи со строящейся станцией Санкт-Петербурго-Московской железной дороги, в связи с чем 23 февраля 1845 года представил императору доклад о передаче пустующего места около станции железной дороги в таможенное ведомство. Составление планов и сметы на постройку таможенного дома и пакгаузов предлагалось передать в Главное Управление путями сообщения и публичными зданиями. 1 марта 1845 года император наложил на доклад резолюцию «исполнить». О своем докладе на Высочайшее имя граф Ф.П. Вронченко уведомил главноуправляюшего путями сообщения и публичными зданиями графа Петра Андреевича Клейнмихеля в письме от 25 февраля 1845 года.
В переписке между министром финансов и главноуправляющим путями сообщения и публичными зданиями, датируемой мартом 1845 года, основным вопросом являлся выбор точного места строительства зданий таможни, так как казенные земли в районе станции Санкт-Петербурго-Московской железной дороги находились в ведении Главного Управления путями сообщения. 22 марта 1845 года министр финансов направил письмо главноуправляюшему путями сообщения и публичными зданиями «О месте, предназначенном к отводу в Москве для таможенной надобности», в котором содержалась просьба точно указать место, предназначенное для возведения таможенных зданий. В письме указывалось, что «Ныне Московская таможня, которой предписано было сделать соображения насчет предполагаемых к возведению зданий, просит поставить ей в известность, где именно и какой величины место назначено будет к отводу; на какой конец представила план части города Москвы с показанием на нем станции железной дороги и сопредельных к ней мест». Точное место было необходимо для Московской таможни, «которая, сообразовавшись с пространством его, обязана доставить необходимые данные к составлению проектов на нужные постройки».
31 марта 1845 года за подписью П.А. Клейнмихеля императору был представлен доклад с приложением плана местности «где повелено будет отнести место под постройку таможенных зданий». Изучив документ, Николай I в резолюции от 12 апреля 1845 года указал: «Государь Император изволил предполагать Московскую таможню построить как можно ближе к железному пути и к пакгаузам, что и повелел сообразить с местностью и прочими зданиями, для железной дороги потребными».
Решение о выделении места под строительство здания таможни было представлено П.А Клейнмихелем министру финансов в письме «О пространстве для возведения Таможенных зданий в Москве» от 23 апреля 1845 года. В ответе министра финансов от 1 мая 1845 года сообщалось, что Московской таможне было предписано «доставить немедленно сведение: какое по местным соображениям нужно пространство для таможенного двора и возведения всех необходимых в настоящее время по кругу ея действий зданий». Безусловно, кому как не таможенникам было знать свои потребности. Именно они были заинтересованы в строительстве зданий для исполнения всех таможенных обрядностей. Конкретные планы строительства комплекса зданий таможни и вокзала составлялись в Правлении IV округа путей сообщения и публичных зданий.
5 июля 1845 года начальник Южной Дирекции Санкт-Петербурго-Московской железной дороги подполковник Николай Осипович Крафт подал рапорт главноуправляющему путями сообщения и публичными зданиями, к которому прилагался план «расположения Московской станции с присоединением к оной и таможни». Расположение таможенных зданий на плане было сделано по итогам предварительного совещания с управляющим Московской таможни статским советником Алексеем Николаевичем Дюклу. Управляющий Московской таможни еще в начале июня 1845 года одобрил план, но прежде хотел получить его одобрения со стороны руководства Департамента внешней торговли, поэтому уже в июне Московская таможня представила на утверждение Департамента внешней торговли «свое предположение о количестве и величине потребных ей зданий». К рапорту прилагался «план расположения Московской станции с описанием домов в окрестностях находящихся, с записками и планами архитектора Московской таможни Таманского, доставленными от Начальника Московской таможни».
 
Проект И.Т. Таманского (с предложениями Н.О. Крафта)
 
Ученик знаменитого архитектора Михаила Федоровича Казакова статский советник Иван Трофимович Таманский служил архитектором Московской таможни.
В соответствии с «Запиской с показанием примерной меры Главному корпусу по данным комнатам и прочим необходимым строениям» с приложением эскизных планов Главного корпуса Московской складочной таможни и 2 флигелей для чиновников архитектора И.Т. Таманского в комплексе предполагалось возвести 3 таможенных здания. Главный корпус предлагалось построить в 3 этажа. В верхнем этаже должны были располагаться квартиры для управляющего и члена таможни. В бельэтаже планировалось разместить: присутствие, 3 комнаты для канцелярии, дежурную комнату для членов таможни, 2 комнаты для пакгаузных чиновников, зал   для аукционов, комнату для казначея и бухгалтера, 2 комнаты для экспедиторов, большую комнату для досмотрщиков, 2 большие комнаты для рассыпки чая и табака, две комнаты для архива, кладовую для хранения денег. По сторонам здания планировалось построить два флигеля. В первом двухэтажном флигеле должны были разместиться помещения для двух вагстемпельмейстеров, трех писцов, 50 семейных досмотрщиков и две комнаты для госпиталя. Во втором двухэтажном флигеле предполагалось разместить 4 кухни, 5 кладовых, прачечную на 3 отделения, сушильню и часовню. Для складирования товаров предполагалось построить двухэтажный пакгауз с подвалами, разделенный на 3 отделения. На территории таможенного двора, параллельно главному зданию таможни, планировалось построить «холостое строение», в котором размещался сарай для пожарных труб, 12 погребов, конюшня на 24 стойла и 4 сарая для других потребностей.
По предложению Н.О. Крафта к плану И.Т. Таманского казармы для 50 женатых досмотрщиков, трех писцов и кладовые, кухни и людские предлагалось разместить в подвальном этаже главного корпуса. В одном двухэтажном флигеле: помещения для госпиталя и прачечной, квартиры экзекутора, пакгаузного надзирателя и помощника пакгаузного надзирателя. Во втором двухэтажном флигеле: квартиры для секретаря, казначея, двух помощников пакгаузного надзирателя и бухгалтера. Часовня, гауптвахта с арестантскою, сушильня, 2 колодца и двое весов были включены в предложения Н.О. Крафта по требованию начальника Московской таможни. В тексте Н.О. Крафт упоминает о своем рапорте от 23 января 1845 года, в котором он предложил для симметрии со зданием таможни построить с восточной стороны Пассажирского дома (станции) здание «для квартир чиновников, мастеров и всех служащих при железной дороге в Москве». Планировка этих зданий в точности повторяла расположение зданий Московской таможни. Эта планировка в дальнейшем вошла во все планы Московской пассажирской станции и таможни. В рапорте также указано, что «Главный корпус с 2-мя флигелями и холостым строением обращены фасадом к Сокольничему шоссе», так как в это время Каланчевской площади ещё не существовало.
Император утвердил план общего расположения зданий при станции, но в резолюции от 15 июля 1845 года «Высочайше повелеть соизволил здания эти возвести в одну линию с пассажирскою станциею железной дороги, как показано проведенною черною линиею».
В письме «По предмету составления проектов на Таможенные в Москве здания» от 31 июля 1845 года министр финансов предупредил главноуправляющего путями сообщения и публичными зданиями, что стоимость «вновь прожектируемых зданий» не должна превышать ассигнованной императором 1 марта 1845 года суммы на покупку таможенного дома в 120 тысяч рублей.
 2 августа 1845 года архитектор И.Т. Таманский представил «Примерное исчисление работ с материалами на постройку двухэтажного с подвальным этажом Главного корпуса, двух флигелей в два этажа и холостого строения в один этаж для помещения Московской складочной таможни». Общая сумма предполагаемых затрат составила 441 611 рублей 82 копейки серебром.
4 сентября 1845 года граф П.А Клейнмихель прислал графу Ф.П. Вронченко на рассмотрение эскизные планы предполагаемых к постройке зданий Московской таможни, выполненные архитектором И.Т. Таманским. В ответе от 11 октября 1845 года министр финансов обратил внимание на значительный перерасход денег по смете архитектора И.Т. Таманского. В письме также сообщалось, что для уменьшения расходов по возведению зданий проекты были переданы архитектору статскому советнику К.И. Росси.
 
Проект К.И. Росси
 
Знаменитый архитектор Карл Иванович Росси предложил построить главный корпус таможни в 2 этажа: «в верхнем поместить присутственные покои, а в нижнем квартиры для тех чиновников, которым жительство тут необходимо». По сторонам главного здания архитектор предложил разместить два двухэтажных флигеля, «в одном из них поместить 4 чиновников, а в другом 50 человек досмотрщиков, лазарет, караульню с арестантским покоем и кладовые», а также прачечную и сушильню. Часовню предполагалось построить отдельно. По мнению К.И. Росси: «постройка может обойтись до 200 тысяч рублей серебром. На построение же пакгаузов, согласно начертанию показанному на общем плане… в два этажа…потребуется на каждый пакгауз до 100 тысяч рублей серебром». К.И. Росси также предложил второй вариант постройки таможенных зданий, согласно которому главное здание строилось в три этажа. В нижнем этаже располагались помещения для 50 досмотрщиков, писцов и лазарета, на втором этаже размещалось присутствие таможни, а на третьем – квартиры для чиновников. По сторонам здания предполагалось возвести «флигели пакгаузов, сделав их длиною во всю ширину квартала в два этажа, с подвалами, а службы уменьшить согласно потребностям, устроив тут же баню, прачешную и сушильню». При таком варианте постройка зданий могла обойтись в 250 тысяч рублей серебром. Министр финансов просил главноуправляющего путями сообщения и публичными зданиями «приказать составить проекты постройкам, применяясь к этому второму предположению Г-на Росси, ибо Таможенное ведомство не имеет свободных сумм на постройку помещений для Московской таможни в большем размере, как предполагается по доставленным эскизным планам». На документе сохранилась резолюция П.А. Клейнмихеля: «Исполнить. Архитектору Желязевичу», что свидетельствует о том, что Р.А. Желязевич приступил к составлению проекта не ранее октября 1845 года.
 
Проект Р.А. Желязевича
 
Рудольф Андреевич Желязевич, академик, служил старшим архитектором Департамента железных дорог в Главном управлении путей сообщения и публичных зданий. В октябре 1845 года по поручению главноуправляюшего путями сообщения и публичными зданиями П.А. Клейнмихеля и в соответствии с запиской начальника Московской таможни Р.А. Желязевич выполнил проект на строительство зданий Московской таможни. Сохранилась «Пояснительная записка проекта предполагаемого к постройке здания Складочной Таможни близ станции железной дороги в городе Москве», в соответствии с которой в комплекс зданий Московской таможни включались: главное здание, два симметрично расположенных флигеля и здание пакгауза.
Главное здание таможни предполагалось построить в 4 этажа. В нижнем этаже должны были быть устроены казармы для 40 холостых досмотрщиков, в 8 комнатах по 5 человек в каждой, со столовой и кухней. На этом же этаже назначались квартира для экзекутора, комната для швейцара и три палаты на 10 больных. Средний этаж предназначался для размещения присутствия таможни, состоявшего   из большой передней, «которая по числу посещающих Таможню, требует необыкновенных размеров, и которая должна служить залою при Аукционных собраниях», дежурной комнаты, архива, канцелярии, комнаты для пакгаузных надзирателей, помещения «казначейской» и «бухгалтерской» с небольшой комнатой с железной решеткой для хранения денег, комнаты для экспедиторов. В левой стороне среднего этажа находились комнаты для рассыпки табака, чая и «бандерольная». В верхнем этаже главного здания размещались квартиры: пакгаузного надзирателя и его помощника, казначея, бухгалтера и 4-х канцелярских чиновников. По сторонам главного здания предполагалось построить два одноэтажных флигеля: один для 10 человек женатых досмотрщиков, другой для гауптвахты с арестантскою. Из служебных помещений оставалась только прачечная и ледники, конюшня упразднялась по причине того, что «лошади при малейшем каком-либо испуге, сорвавшись с поводьев могут причинить множество несчастных случаев, а содержание при них кучеров и постоянные скопища у них знакомых им товарищей повлечет за собой опасность в целости и сохранности товаров». На таможенном дворе предполагалось одно двухэтажное здание для пакгауза, с одной стороны которого шла платформа для поезда с товарами, а с другой   стороны _ помост для выгруженных товаров. Стоимость всех таможенных зданий по проекту «без роскоши и паркетов, с обыкновенными полами» составляла 208 тысяч рублей серебром. 25 января 1847 года проект таможенного здания с пакгаузами Р.А. Желязевича был передан для утверждения в Департамент искусственных дел. 8 февраля 1847 года решение о строительстве здания для чиновников и служителей железной дороги было отменено, здание предполагалось заменить небольшими домами со службами.
 
Проект В.А. фон Данненштерна
 
10 июня 1847 года начальник Южной Дирекции Санкт-Петербурго-Московской железной дороги генерал-майор Н.О. Крафт в рапорте главноуправляющему путями сообщения и публичными зданиями П.А. Клейнмихелю сообщил, что начальник I участка инженер-майор Владимир Антонович фон Данненштерн составил проект расположения путей и зданий при станции I класса в г. Москве. В случае одобрения проекта предполагалось приступить к земляным работам. В справке по Департаменту железных дорог Главного управления путей сообщения и публичных зданий от 24 июня 1847 года сообщается, что 10 июня начальник Южной Дирекции Санкт-Петербурго-Московской железной дороги подал рапорт с проектом расположения путей и зданий при Московской станции для доклада Технической комиссии. В тексте справки отмечено, что «ныне представленный проект разнится от утвержденного» 15 июля 1845 года. Вероятно, проект состоял из общей схемы размещения зданий станции и таможни на отведенной местности, за исключением здания для чиновников железной дороги.
 
Проект К.А. Тона
 
После многочисленных переделок и доработок проект архитектора Р.А. Желязевича не получил одобрения главноуправляющего Департаментом путей сообщений и публичных зданий П.А. Клейнмихеля. В справке Департамента искусственных дел 1847 года говорилось: «Проект, переделанный архитектором Желязевичем. Ваше Сиятельство не одобрив этого проекта, изволило передать его архитектору Тону».
Разработка плана строительства зданий Московской складочной таможни была поручена архитектору К.А. Тону, члену общего присутствия Департамента проектов и смет, 27 августа 1847 года. Выдающися российский архитектор К. А. Тон был автором проектов Храма Христа Спасителя и Большого Кремлевского дворца в Москве и осуществлял согласно Указу Императора Николая I от 6 апреля 1844 года главный надзор за строительством зданий вокзалов Санкт-Петербурго-Московской железной дороги.
К.А. Тон изменил проект Р.А. Желязевича, составил новый план Московской станции и таможни, подготовил пояснительную записку к проекту таможни, а также составил «план распределения работ по постройке здания таможни». В соответствии с проектом К.А. Тона комплекс зданий Московской складочной таможни состоял из трехэтажного главного здания, предназначенного «для помещения Таможни, таможенных чиновников и служителей», флигеля для женатых нижних чинов и лазарета, флигеля для прачечной и сушильни и одного пакгауза с подвальным этажом со сводами. Вокруг зданий таможни должен быть выстроен кирпичный забор на основании из белого камня, мостовые около здания таможни и внутри двора должны быть вымощены. Флигели, симметрично расположенные по отношению к главному зданию, в соответствии с проектами И.Т. Таманского и Р.А. Желязевича были перенесены К.А. Тоном во двор таможни. Здание таможни было предложено расположить симметрично с жилым помещением для служителей железной дороги «для сохранения симметрии и красоты зданий», что с градостроительной точки зрения было более логично, так как одинаковые фасады зданий придавали постройкам вид единого архитектурного ансамбля. В записке исполняющему должность начальника Департамента искусственных дел Н.Е. Заике от 4 декабря 1847 года К.А. Тон писал: «Архитектор Тон имеет честь уведомить его Высокородие Никиту Ефимовича, что по приказанию его сиятельства графа Петра Андреевича в проекте таможни в Москве, составленном архитектором Желязевичем, отменены: боковые флигеля, фасаду дан вид более подходящий к строению станции и проект весь умещен на меньшем пространстве».
Проект, выполненный К.А. Тоном, 11 ноября 1848 года был удостоен Высочайшего утверждения. Сметные расходы на строительство предполагались в размере 200 тысяч рублей серебром. Деньги были выделены Департаментом внешней торговли Министерства финансов. 23 августа 1849 года вышло положение Комитета Министров «О увеличении сбора, установленного за складку товаров при Московской таможне», средства от которого пошли не только для найма дома для Московской таможни (за 11 тысяч рублей в год), но и для строительства новых зданий. В соответствии с «Распределением работ по постройке здания для таможни» строительство таможенных зданий предполагалось осуществить с 1850 по 1852 годы. 19 января 1849 года Департамент внешней торговли перечислил в Департамент хозяйственных дел Главного управления путей сообщения и железных дорог 50 тысяч рублей серебром «на постройку таможенных зданий в Москве». 24 февраля 1849 года было перечислено еще 50 тысяч рублей. 20 января 1849 года производство работ по строительству зданий было поручено Правлению IV Округа Главного управления путей сообщения и публичных зданий.
Возведение зданий осуществлялось под надзором старшего архитектора отдела Правления IV Округа путей сообщений и публичных зданий академика Александра Степановича Никитина. Он непосредственно руководил строительством и составлял ежемесячные рапорты с приложением отчетных ведомостей «Об успехах работ по построению Таможни и Пакгауза». Главный «авторский надзор» за постройками осуществлял К.А. Тон. К 15 октября 1853 года работы были завершены. В результате были построены: трехэтажное здание таможни с подвальным этажом, одноэтажный пакгауз с подвальным этажом со сводами, двухэтажный каменный флигель для помещения женатых нижних чинов, одноэтажное строение со сводами для помещения прачечной и погребов, забор с чугунными воротами для ограждения таможенной территории, вымощена «местность против здания таможни и внутри двора булыжным камнем».
Акт о приеме таможенных зданий при Московской станции Санкт-Петербурго-Московской железной дороги в управление Московской складочной таможни был подписан 21 октября 1853 года управляющим Московской таможней статским советником Семеном Васильевичем Требиновым. Первоначальная сметная стоимость проекта была превышена в два раза и составила около 450 тысяч рублей серебром. Важным достижением К.А. Тона стало объединение в один таможенный комплекс нескольких зданий разного функционального предназначения с включением значительной складочной зоны.
Комплекс зданий Московской складочной таможни, построенный в стиле позднего русского классицизма, представляет большую архитектурно-художественную ценность, является памятником российского градостроительства середины XIX века. Среди государственных деятелей, принимавших участие в строительстве Московской складочной таможни, можно особо отметить Министра финансов России графа Ф. П. Вронченко, Главноуправляющего путями сообщения и публичными зданиями графа П.А. Клейнмихеля, генерал-майора инженера путей сообщения Н.О. Крафта. Непосредственное участие в утверждении проекта и финансировании строительства зданий принимали руководители таможенной службы директоры Департамента внешней торговли Министерства финансов Д.С. Языков и М.В. Пашков, управляющие Московской складочной таможней А.Н. Дюклу и С.В. Требинов.
 


© 2004— 2017, Федеральная таможенная служба.