Контакты 

г. Москва,
Комсомольская пл.,1 а.
Время работы:
вторник-пятница
с 10-00 до 17-00.

Заказ экскурсий
по телефонам:
(495) 276 38 81,
(495) 276 38 94,
т/ф (495) 276 39 08.

Индивидуальное посещение музея по предварительным заявкам

Олимпиада начинается... с таможни PDF Print
Written by   
 
            В  истории российской таможни немало примеров работы с элитной олимпийской категорией международного и российского спортивного сообщества. В широком смысле каждые Олимпийские игры начинаются с практической работы таможни, которая обеспечивает в рамках установленного таможенного законодательства допуск к играм участников соревнований и спортивного снаряжения, представителей СМИ, творческих коллективов, гостей Олимпиады.
Впервые восемь российских спортсменов приняли участие в IV Олимпийских играх, проводившихся в 1908 году в Лондоне. Основная группа спортсменов добиралась на Олимпиаду из России поездом, далее через Ла-Манш на пароходе. Завоевавший на Олимпиаде первую в истории российского спорта олимпийскую золотую медаль фигурист Н.А. Панин-Коломенкин тренировался в Германии и в Англию отплывал из голландского порта Флиссинген. Первый олимпийский чемпион России служил податным (налоговым) инспектором Царскосельского уезда в Департаменте окладных сборов Министерства Финансов.
Таможенный досмотр и паспортный контроль спортсмены проходили в обычном порядке как частные лица, пересекающие границу империи, в соответствии с Уставом таможенным 1904 года и инструкцией по досмотру пассажиров 1904 года. Пассажирский багаж подлежал обязательному досмотру. Выезжающие платили канцелярский сбор за составление и написание провозных свидетельств на пассажирский багаж, за ярлыки к заявлениям или отвозным ведомостям на беспошлинные товары. Обратный ввоз беспошлинных предметов канцелярским сбором не облагался. В соответствии со ст. 715 Устава Таможенного спортивное снаряжение выпускалось беспошлинно, как предметы, необходимые для профессии и не предназначенные для продажи. За все провозимые вещи сверх количества дозволенного к пропуску по ст. 715 Устава взимались пошлины по Таможенному тарифу по Европейской торговле 1906 года. При возвращении из-за границы проезжающие вносили плату за паспорта на заставе или таможне, о чем в загранпаспортах делались особые записи с указанием даты и суммы.
 
              Участие России в V Олимпийских играх 1912 года в Стокгольме взял под свое покровительство император Николай II. Для перевозки в Стокгольм спортсменов, спортивного инвентаря, гимнастических снарядов, скаковых лошадей, гребных судов, автомобилей и сопровождающих лиц было зафрахтовано судно ≪Бирма≫ 1894 года постройки.1 На Олимпиаду 1912 года в Стокгольм Россия направила команду в 178 человек, выступивших почти во всех видах соревнований. Общий состав делегации включал около 250 человек. Вслед за ≪Бирмой≫ в Швецию отплыли яхты Морского министерства ≪Нева≫ и ≪Стрела≫ с высокопоставленными лицами. Таможенный досмотр олимпийцев и оформление грузов на пароходе и яхтах проводили сотрудники Санкт-Петербургской портовой таможни в соответствии с Таможенным Уставом 1910 года и действующими инструкциями. Суда военного ведомства яхты ≪Стрела≫ и ≪Нева≫ были освобождены от уплаты корабельного сбора. Коммерческое судно ≪Бирма≫, как заходящее в порты не для торговых действий, также освобождалось от корабельного сбора. Пропуск лошадей для соревнований по ст. 40 Тарифа 1906 года осуществлялся беспошлинно. Автомобили и велосипеды российских олимпийцев выпускались согласно гл. I ≪О временном беспошлинном пропуске из заграницы автомобилей, велосипедов и мотоциклеток, привозимых спортсменами и другими лицами≫ Правил о пропуске автомобилей, велосипедов и мотоциклеток от 24 июня 1911 года. Яхты-суда российских яхт-клубов были освобождены от корабельного сбора, лоцманских и портовых сборов. Спортивный инвентарь и багаж олимпийцев пропускался беспошлинно. Стрелковое охотничье оружие выпускалось беспошлинно, а пистолеты – по разрешительному свидетельству МВД. Пропуск спортсменов производился по Уставу о паспортах в льготном режиме ≪с оплатою их одною лишь бланкетною пошлиною≫.
 
            Спортсмены СССР впервые участвовали в летних Олимпийских играх, проводившихся в 1952 году в г. Хельсинки (Финляндия). Олимпийская команда СССР выехала в Хельсинки из Москвы поездом, таможенный досмотр спортсмены проходили на советско-финляндской границе в Выборге.
Первой зимней Олимпиадой для спортсменов СССР стала Олимпиада 1956 года в Кортина-д’Ампеццо в Италии. Сборная СССР и туристы-болельщики выезжали и возвращались поездом, часть летела самолетом через аэропорт Внуково. Таможенный досмотр поезда проводился должностными лицами Чопской таможни, авиапассажиры проходили досмотр на Внуковском таможенном посту Московской таможни. Таможенный досмотр производился в соответствии с Правилами пропуска через государственную границу СССР товарных и пассажирских поездов от 20 июня 1950 года, О порядке вывоза иностранной валюты лицами, командированными за границу советскими учреждениями и организациями от 9 февраля 1950 года, Правилами приема и выпуска воздушных судов, совершающих международные полеты от 14 февраля 1953 года, Правилами таможенного досмотра и пропуска ручной клади и багажа лиц, следующих через государственную границу СССР от 1 декабря 1953 года, Правилами таможенного досмотра грузов от 28 апреля 1954 года.
 
При подготовке ХХII Олимпийских игр в Москве в 1980 году руководство таможенной службы решало проблемы, от которых зависело высокопрофессиональное проведение таможенного досмотра и контроля, взаимодействие со всеми государственными структурами, обеспечивающими проведение Олимпиады.
Основной целью работы таможенных органов в условиях проведения Олимпиады-80 являлось обнаружение и задержание оружия любых видов и систем, взрывчатых устройств, взрывчатых отравляющих и наркотических веществ, антисоветских, антисоциалистических и иных идеологически вредных материалов, а равно всех других предметов и материалов, могущих быть использованными на территории СССР для совершения террористических актов, диверсий и других видов подрывной деятельности, направленной на нанесение ущерба мероприятиям Олимпиады-80 . Таможенная служба должна была проводить полный досмотр багажа и международных почтовых отправлений.2
Своими основными задачами при подготовке таможенных органов для работы в условиях проведения Олимпийских игр ГТУ считало:
1. Развитие инфраструктуры таможенных органов в местах въезда-выезда участников игр, туристов, завоза-вывоза спортивного снаряжения и проведения спортивных мероприятий;
2. Подготовку кадров таможенных органов для работы в условиях проведения Олимпиады;
3. Обеспечение таможенных органов техническими средствами контроля (ТСК);
4. Борьбу с контрабандой и нарушениями таможенных правил.
 
             В своей работе таможенники руководствовались решениями КПСС, Правительства СССР, нормативными актами Министерства внешней торговли, Таможенным кодексом СССР 1964 года, Правилами таможенного контроля за вещами лиц, следующих через государственную границу СССР от 1 апреля 1978 года, Правилами таможенного контроля за вещами лиц, следующих через государственную границу СССР от 28 марта 1979 года, инструкциями ≪О порядке таможенного контроля за грузами иностранных делегаций, следующих через государственную границу СССР в связи с проведением Игр XXII Олимпиады в Москве≫, ≪О порядке пропуска предметов ручной клади и багажа иностранных граждан, следующих через государственную границу СССР в связи с проведением Игр XXII Олимпиады в Москве≫ от 19 марта 1980 года. Специально к Олимпиаде-80 была выпущена брошюра тиражом 10 тыс. экз. ≪Customs regulations≫ о транспортировке багажа и спортивного инвентаря и процедуре таможенного досмотра. Для таможенников была разработана специальная инструкция по досмотру, скаковых лошадей, ввозимых в СССР на Олимпиаду.
В период проведения Олимпиады-80 таможенный досмотр и контроль осуществляли:
- Шереметьевская, Московская, Находкинская, Пулковская, Выборгская таможни, т/п Торфяновка, Брусничное (РСФСР);
- Брестская таможня, Гродненская таможня, т/п Варшавский мост, Минская таможня, (Белорусская ССР);
- Таллинская таможня (Эстонская ССР);
- Киевская таможня, т/п Борисполь, Одесская, Чопская, Вадул-Сиретская таможни (Украинская ССР);
- Ташкентская таможня (Узбекская ССР).
Все перечисленные таможенные органы нуждались в расширении зон таможенного контроля, переоборудовании рабочих мест, укреплении материальной базы.
Для руководства Главного таможенного управления практическая подготовка к Олимпиаде-80 началась в 1977 году, когда фирма ≪Рютербау≫ концерна ≪Зальцгиттер≫ (ФРГ) 17 мая 1977 года заключила контракт с внешнеторговым объединением ≪Союзвнешстройимпорт≫ на строительство аэровокзала Шереметьево-2 с заданием на проектирование зала для таможенного досмотра, количества и размещения рабочих мест. Строительство зоны таможенного контроля, помещений таможни проходило с учетом замечаний ГТУ. Введение в эксплуатацию в 1980 году нового аэропорта позволило Шереметьевской таможне расширить зону таможенного досмотра. Знаменитый терминал включил в себя пассажирский аэровокзал с телетрапами, привокзальную площадь, гостиницу, перрон с техническим обслуживанием и ряд производственных зданий, в т. ч. и новые помещения таможни. Комплекс был рассчитан на обслуживание 6 млн. пассажиров в год. Его пропускная способность составляла 2 100 человек в час. Таможенный контроль в аэропорту осуществляли четыре оперативных пассажирских отдела, отдел по борьбе с контрабандой и полевая группа по оформлению транспортных средств и членов экипажа.
Через Брестскую таможню и т/п Варшавский мост участники и гости Олимпиады следовали на автомобильном транспорте и поездах. Т/п Варшавский мост был оборудован 6 смотровыми полосами, смотровым боксом для углубленного досмотра из расчета 30 мин. на оформление автобуса и 10 мин. на легковой автомобиль, в среднем для пропуска 3800 человек в сутки. Брестская таможня в течение суток оформляла 19 пар загранпоездов. Таможенный досмотр ручной клади и пассажиров осуществлялся в вагонах в течение 40-45 мин. от момента прибытия на блокпост Буг и до подачи поезда в пункт перестановки. По сути, Брестская таможня, как находящаяся на главном направлении, откуда ожидался многотысячный приток иностранных гостей, пережила мощную реорганизацию. И другие таможни, обеспечивавшие Олимпиаду-80 прошли через реорганизацию материальной базы.
Перевозки участников, официальных лиц и гостей Олимпиады-80 осуществлялись авиационным, автомобильным, железнодорожным и морским транспортом. Через пункты таможенного досмотра прошли 5748 участников Олимпиады, более 6 тысяч журналистов и 211 тысяч иностранных туристов из 81 страны.3 Особенно большой объем работы пришелся на начало, середину и окончание Олимпийских игр в связи с заездом-выездом участников и гостей соревнований. К примеру, только Одесская таможня провела таможенное оформление и досмотр десятков тысяч туристов, прибывших на Олимпиаду на т/х≫Башкирия≫, ≪Украина≫, ≪Аджария≫, ≪Карелия≫, ≪Латвия≫ из Египта, Ливана, Сирии, Кипра, Греции, ГДР.
В течение 1978-1979 годов руководство ГТУ провело двусторонние встречи с руководством таможенных служб стран социалистического содружества, где в рамках соглашений определялись формы работы с участниками и гостями Олимпиады и, прежде всего, проведение таможенного досмотра.
В Советском Союзе были отпечатаны введенные в действие 24 марта 1976 года бланки деклараций на русском, болгарском, английском, венгерском, финском, испанском, немецком, польском и французском языках. В соответствии с двусторонними договоренностями бланки деклараций были разосланы странам-участницам Олимпиады-80. В случае 100% досмотра бланки деклараций заверялись личными печатями таможенников стран-сотружества. В случае частичного досмотра печати на декларациях не проставлялись и полный досмотр проводился на территории СССР.
Проблема подготовки кадров таможенных органов для работы в условиях Олимпиады настоятельно требовала решения. О текучке кадров упоминалось на совещании руководителей таможенных органов СССР по подготовке к Олимпиаде-80, состоявшегося в апреле 1979 года в Москве. Только в 1978 году из таможенных органов СССР уволились 240 человек при общей численности личного состава чуть более двух тысяч.4
Приему на работу новых сотрудников в таможенные органы их руководители стали уделять особое внимание. В таможни принимались юристы, экономисты, техники. Предпочтение отдавалось сотрудникам, знающим иностранные языки. И поскольку политический строй СССР определялся руководящей ролью Коммунистической партии, при приеме на работу в таможенные органы предпочтение также уделялось членам КПСС и ВЛКСМ.
Во всех таможнях были организованы 3-6 месячные курсы по изучению таможенного законодательства и иностранных языков. А в Шереметьевской таможне были созданы 3-годичные курсы иностранных языков, на которых квалифицированные педагоги готовили инспекторский состав по углубленной программе Министерства внешней торговли. Должностные лица таможен, работавшие с пассажиропотоком на автомобильном и железнодорожном транспорте, изучали конструктивные особенности автомобилей западного производства, а также тепловозов, электровозов, пассажирских вагонов и рефрижераторов.
В связи с увеличением объема пропуска иностранных туристов, спортсменов и грузов, следующих на Олимпиаду, ГТУ подготовило распоряжение об усилении пограничных таможен в аэропортах и на западной границе СССР. 20 сотрудников Гродненской таможни были командированы в Москву для оказания помощи Шереметьевской таможне в период проведения Олимпиады. Численный состав сотрудников Шереметьевской таможни был увеличен до 300 человек. Две группы оперативных работников Калининградской таможни были командированы в Брестскую и Шереметьевскую таможни. Численный состав Брестской таможни увеличился в полтора раза и составил свыше двухсот двадцати человек. В июле месяце 1980 года 10 сотрудников Мурманской таможни были командированы в Выборгскую таможню для работы с участниками и гостями Олимпиады.
30 января 1979 года приказом ГТУ МВТ СССР № 20 ≪О распределении обязанностей между заместителями начальника Главного таможенного управления≫ организация работы ГТУ и местных таможенных учреждений по всем вопросам, относящимся к таможенному контролю в период подготовки и проведения Олимпиады-80, включая решение вопросов, связанных с размещением заказов, приемом, установкой и вводом в эксплуатацию иностранной поисковой техники и средств оперативной связи в местных таможенных учреждениях была возложена на заместителя начальника ГТУ Генриха Николаевича Чмеля.
Производство специальной досмотровой техники началось в СССР в конце 1960-х – начале 1970-х годов. В таможнях, в основном, использовались металлоискатели ≪Пчелка≫ (МИ-1) Ленинградского опытного завода геофизического приборостроения ≪Геологоразведка≫ производства 1966 года. В начале 1970-х годов на заводах ≪Актюбрентген≫ и Запорожском опытном заводе дефектоскопии начался серийный выпуск установки РИ-10Т, а несколько позднее РИ-10Ф. С середины 1970-х годов начали выпускаться рентгенотелевизионные интроскопы типа МТР-3И и МТР-4, а экспериментальным отделом СКБ ≪Газоприборавтоматика≫ были выпущены установки ≪Луч≫, которые предназначались для решения специальных поисковых задач.
Распоряжением Совета Министров СССР от 24 июля 1978 года № 1575-рс Министерству внешней торговли по согласованию с Оргкомитетом ≪Олимпиада-80≫ только в одном 1980 году было выделено 2354 млн. рублей в свободно конвертируемой валюте для закупки технических средств обнаружения оружия и взрывчатых устройств с необходимым комплектом запасных частей и материалов.5
Рентгенустановки, поступившие в таможенные органы, типа Андрекс, Багажикс-2Р, Контроликс-4ЕР, Дайнефлюор-VI были иностранного производства. Работа на них требовала соответствующей подготовки. К примеру, в 1979 году руководство Пулковской таможни в Радиевом институте им. В.Г. Хлопина по 30-часовой программе провело обучение должностных лиц для работы на установке Дайнефлюор-VI. Руководство Ленинградской таможни на базе Ленинградского электротехнического медицинского техникума организовало краткосрочные курсы по 40-часовой программе для инспекторов-операторов, рекомендованных отделом ТСК ГТУ.
Помимо рентгенустановок таможни нуждались в телескопических зеркалах КФ-142, электрощупах-ФЛ, электрофонарях РГФ-61, двух и трехбатареечных электрофонарях, металлоискателях МКХ-900, детекторах-КС-1.
По рекомендациям специалистов КГБ СССР и Министерства внешней торговли СССР для досмотра также были выбраны рентгеновская установка для проверки багажа ≪Микродоза-13ОЕ≫, позволявшая контролировать содержимое предметов багажа высотой до 79 см, шириной до 47 см, неограниченной длины с максимальной пропускной способностью до 1500 предметов в час; стационарный металлоискатель ≪Фрискем-512Ф≫, разработанный для выявления оружия; газоанализатор ВВ ≪ПД-3≫, разработанный для обнаружения взрывчатых веществ; металлоискатель ВМ-20Н ≪Гамма≫. Все досмотровые помещения были оборудованы системами тревожной сигнализации.
Впервые при досмотре для анализа наркотиков таких как морфин, кодеин, героин, каннабиноиды, барбитураты стали использоваться экспресс-тесты ≪ЭАН≫, изготавливаемые в п. Купавна Московской области.
Важнейшее значение руководство ГТУ, Комитета Государственной Безопасности СССР в период проведения соревнований уделяло борьбе с контрабандой, нарушениями таможенных правил. В период с 20 июня по 10 августа 1980 года при использовании всех видов таможенного контроля только в одной Гродненской таможне было заведено 355 дел о контрабанде на общую сумму 209069 рублей. С помощью ТСК в 255 случаях заведено дел о контрабанде на сумму 143398 рублей.6
Пограничниками и таможенниками применялись специально обученные собаки для осмотра багажа пассажиров с целью обнаружения оружия, взрывчатых веществ, наркотических средств (задержано 30 нарушителей). Характер контрабанды, в основном, определялся идеологическим противостоянием советскому строю. К примеру, у гражданина Швейцарии Д. Зигентхалера в чемоданах обнаружили большое количество антисоветской литературы. Гражданин Швеции С. Эстман пытался провезти в банках из-под сухого молока и коробок с кофе листовки антисоветского и религиозного содержания. Турист из США Д. Петерсон привез на Олимпиаду 154 экз. религиозной литературы с ярко выраженным антисоветским содержанием. Гражданка Франции Л. Аккерман была задержана инспекторами Шереметьевской таможни с грузом антисоветской и сионистской литературы.7 Один из руководителей КГБ СССР Э.И. Ширковский, выступая на совещании по подготовке Олимпиады-80, отметил, что за рубежом находилось 100 млн. рублей. Руководство страны опасалось их ввоза на Олимпиаду и нанесения ущерба экономике СССР.8
В соответствии с приказом ГТУ от 17 июля 1980 года № 150 оперативное дежурство в нерабочие дни в период проведения олимпийских соревнований осуществляли заместители начальника ГТУ А.И. Матвеев и Г.Н. Чмель, начальник оперативно-инспекторского отдела С.А. Коновалов, заместитель начальника оперативно-инспекторского отдела А.М. Староха, начальник отдела по борьбе с контрабандой и нарушениями таможенных правил В.К. Скрипник. Приказом МВТ СССР № 287 был создан Олимпийский комсомольский отряд дружинников для работы в Шереметьевской таможне, также осуществлявший оперативную работу по соблюдению порядка в аэропорту. За месяц проведения олимпийских игр аэропорт обслужил более 460 тыс. иностранных пассажиров.9
Результаты деятельности таможенных органов в период подготовки и проведения Олимпиады были оценены Верховным Советом СССР, руководством Министерства внешней торговли. Начальник Главного таможенного управления Юрий Николаевич Примеров был награжден орденом Дружбы народов. За успешное выполнение задания по обеспечению таможенного контроля в период XXII Олимпийских игр 284 таможенника получили правительственные награды: ордена ≪Знак Почета≫, ≪Дружбы народов≫, медали ≪За трудовую доблесть≫, ≪Трудовое отличие≫, благодарности и денежные премии в размере от 200 до 350 рублей. Многие таможенники за активную работу по подготовке и проведению игр XXII Олимпиады были награждены ≪Почетным знаком≫ и ≪Почетной грамотой≫ Оргкомитета ≪Олимпиада-80≫.
По итогам работы в период проведения Олимпиады-80 коллективы таможен, активно участвовавшие в социалистическом соревновании, были награждены Переходящими Красными Знаменами Коллегии Министерства внешней торговли и ЦК работников профсоюзов госучреждений. Таможенники удостаивались звания ≪Ударник коммунистического труда≫, ≪Лучший по профессии≫, ≪Отдел образцовой организации труда≫, ≪Лучший инспектор≫, ≪Образцовая смена≫.
 
В феврале 2014 года России было доверено проведение XXII зимних Олимпийских игр в Сочи. Для таможенной службы России работа на Олимпиаде стала особым опытом взаимодействия со всеми структурами, участвующими в организации и проведении уникального спортивного, экономического, политического, международного и гуманитарного мероприятия.
 
1. Бирма-четырехмачтовое судно с четырьмя палубами, водоизмещением в 12.000 тонн. Принадлежало Русскому Восточно-Азиатскому пароходному обществу, ходило на Русско-американской линии по маршруту Либава-Нью-Йорк. Бирма вошла в историю всемирного мореплавания, одной из первых прибыв на спасение пассажиров с затонувшего суперлайнера Титаник. 12 июня 1912 года Бирма грузилась на причале Васильевского острова/Спортсмены размещались по 6 человек в каюте, лучшие места были отданы офицерам и членам Олимпийского комитета.
2. Протоколы о взаимодействии таможенных учреждений СССР, НРБ, ВНР, КНДР, Кубы, МНР, ПНР, ЧССР в период подготовки и проведения XXII Олимпийских игр в СССР//РГАЭ, Ф.413, оп.32, д.478.
3. Games of the XXII Olympiad Moscow 1980. Official report of the Organising Committee of the Games of the XXII Olympiad Moscow.
4. РГАЭ. Документы Всесоюзного совещания начальников таможен, состоявшегося в Москве 16-18 апреля 1979 года//РГАЭ. Ф.413, оп.32, д.480, т.2, л.50.
5. Там же. Д.1150.
6. В.Ю. Саяпин. Пять веков Гродненской таможенной службы. Гродно.2003, с.219.
7. Б.М. Угаров. Международная борьба с контрабандой. Москва,1981. с.125-126.
8. РГАЭ. Там же. Д.480,т.2, л.42.
9. http://www.svo.aero/history/svo2/.
 


© 2004— 2017, Федеральная таможенная служба.