Контакты 

г. Москва,
Комсомольская пл.,1 а.
Время работы:
вторник-пятница
с 10-00 до 17-00.

Заказ экскурсий
по телефонам:
(495) 276 38 81,
(495) 276 38 94,
т/ф (495) 276 39 08.

Индивидуальное посещение музея по предварительным заявкам

 
900 - 1030 - 1060 - 1090
XII - XIII века >

altСреди исторических источников, раскрывающих характер таможенного дела в Киевской Руси, наиболее интересными являются Договоры Руси с Византией 907 г. и 911 г., заключенные Олегом, а также договор 941 г., заключенный Игорем. Они не только закрепляли успех русского оружия, но и способствовали интересам налаживания нормальных торговых и таможенных отношений между странами, в первую очередь, с Византией. Договоры заключались со стороны Византии от лица цесаря (императора), а со стороны Русси от имени Великого князя Киевской Руси и от имени всех вассалов ("светлых" князей"), стоявших во главе племенных союзов. В договоре 911 г. закреплены торгово-таможенные отношения. Киевская Русь диктовала свои требования к Византии. Купцы, прибывшие из России, получали от византийцев содержание, от греков хлеб, вино, мясо, рыбу, овощи, фрукты, а также право пользования цареградскими банями. Единственным ограничением являлся контроль со стороны византийцев за численностью русских, прибывающих в город. Русским купцам разрешалось "творять коплю якоже им надобе, не платяще мыта ни в чём же". По возвращении купцов на Русь византийский император обязан был обеспечить отъезжающих всем необходимым. Договор 911 г., помимо положений договора 907 г. о таможенных формальностях, содержал также ряд политических требований со ссылкой на "устав и закон руський".
Основным восточнославянским торговым путем был знаменитый водный путь "из варяг в греки". Этот путь на протяжении многих веков являлся стержнем экономической, политической и культурной жизни восточного славянства с Византией. На этом пути развивались таможенные отношения. Они регулировали торговлю между государствами внутри страны. Водный путь, по которому перемещались товары, простирался по Днепру на протяжении 900 км. от бассейна Ильменя, верхнего Днепра, бассейна Десны и Сейма, бассейна Березины, части Днепра и Сожа, бассейна Припяти и Тетерева. В специальном урочище под Каневом все ладьи, доставленные с указанных рек, достраивались. В этой работе участвовали тысячи плотников и корабелов. В ладьи помещался не только груз, но и закованные в цепи рабы. Можно предположить, что суда того времени вмещали от 20 до 40 человек. Еженедельно спускались на воду несколько сот кораблей по всему бассейну Днепра к Киеву. Общее число перевозящих товары кораблей составляло несколько тысяч. Они с грузами направлялись на торг в Византию.

altВ X-XII вв. среди восточнославянских городов важное торговое значение имели Киев и Новгород. Находясь торговом пути "из варяг в греки", Киев был расположен в центре этого пути и поддерживал связи с западными странами. По оценке историка В.О. Ключевского, "кто владел Киевом, тот держал в своих руках ключ от главных ворот русской торговли". Участвуя в международной торговле, Киевское государство экспортировало за рубеж продукты лесных промыслов, пушнину и меховые изделия, мед, воск, смолу. В меньшем количестве экспортировались выделанная кожа, сало, зерно, обработанный лен, пенька, предметы домашнего обихода из дерева и металлов, резная кость, мечи, стрелы и др. Значительного развития достиг кузнечно-слесарный и оружейный промысел, обработка цветных металлов (ковка и чеканка, тиснение и штамповка золота и серебра, филигрань, зернь, гончарное, кожевенное и портняжное производство). Все эти предметы были необходимы для экспорта. Внешней торговлей занимались князья и дружинники, но в XI в. она перешла в руки профессиональных купцов.

 

altСреди импорта, поступающего в города Киевской Руси, были, в первую очередь, предметы роскоши и оружие. Предметами импорта торговли были: бусы, стекло, ювелирные украшения для конской сбруи, изделия из слоновой и моржовой кости, серебряная посуда, изделия из резного мрамора. В Киев ввозились дорогие ткани (парча, восточные шелка), серебро, олово, свинец, медь, пряности, благовония, лекарственные средства, красящие вещества, мыло, церковная утварь. Из Византии поступали золотые и серебряные монеты, ценные бархатные ткани, жемчуг, бисер, бусы, сафьян, копья, мечи, пряности и соль, мыло. Торговля осуществлялась на основе соблюдения торгово-пошлинных обрядностей, взаимном согласии между купцами и купеческими обществами. Пошлина, собранная мытниками, пополняла казну.

altВ Киевской Руси широко использовались для торговли водным путем несколько видов судов-однодревок, так называемых "моноксилов", на два-три человека и ладьи, приводимые в действие не только течением реки Днепр, но и веслами, при этом одновременно используя паруса. Основное назначение этого водного транспорта состояло в перемещении товаров и грузов из Киева в Византию и вверх по Днепру к Новгороду и другим городам. Водный путь являлся наиболее надежным и обеспечивал потребность торговых людей. Перевозка товаров водным путем сокращала время, обеспечивала сохранение груза.

altАрхеологические раскопки донесли до наших дней различные предметы быта, в том числе и вооружения. Они свидетельствуют о значительной технической оснащенности войска к X в. Важной заботой киевских князей была охрана торговых путей, которые вели к заморским рынкам. Спускаясь по реке и дойдя до порогов, часть торговых людей высаживалась на берег и выдвигалась в степь для охраны каравана от поджидавших его печенегов. Постоянная забота киевских князей состояла в ограждении и обороне Руси от степных племен, в охране ее границ и защите от набегов. С одной стороны - это бездоспешные, в основном пешие, отряды балтийских, северо-восточных славянских племен, которые были вооружены копьями, топорами, щитами, большими боевыми ножами и реже мечами, отряды скандинавов; с другой стороны - это тяжелая латная конница многоплеменного Хазарского каганата, защищенная шлемами, кольчугами, ламеллярными панцирями, поножами, наплечниками, копьями и саблями. Именно на основе этого многообразия наступательного и оборонительного оружия складывался оригинальный древнерусский комплекс вооружения.

 


© 2004— 2017, Федеральная таможенная служба.