Контакты 

г. Москва,
Комсомольская пл.,1 а.
Время работы:
вторник-пятница
с 10-00 до 17-00.

Заказ экскурсий
по телефонам:
(495) 276 38 81,
(495) 276 38 94,
т/ф (495) 276 39 08.

Индивидуальное посещение музея по предварительным заявкам

История таможни в Туркестане. К 45-летию выхода в свет фильма "Белое солнце пустыни" PDF Print
Written by   
В 2015 году исполнилось 45 лет с момента выхода на экраны страны кинофильма режиссёра Владимира Мотыля «Белое солнце пустыни», один из героев которого таможенник Павел Верещагин стал в народном восприятии образцом честности, неподкупности, достойного служения Отечеству.
В кинофильме «Белое солнце пустыни» действие предположительно происходит на территории Ташкентского инспекторского таможенного участка в 1919-1920-х годах. Зная структуру таможенной сети в регионе, политические и географические (берег Каспийского моря) условия работы таможенников этого времени, можно представить реальность и условно персонифицировать героя.
Павел Верещагин – разведчик-пластун, комиссованный с фронта в 1916-1917 годах. Полученные им награды – солдатские георгиевские кресты 3-й и 4-й степени показывают храбрость и воинские умения разведчика, проявленные при поимке врага.
При поступлении на таможенную службу мог занимать должность таможенного досмотрщика или старшего таможенного досмотрщика Красноводской таможни.
Павел Верещагин мог быть принят на должность согласно Положению о таможенных досмотрщиках от 4 января 1912 года, поскольку соответствовал лицам «…из запасных воинских чинов, безупречного поведения, грамотным, вполне здоровым и пригодным к таможенной службе…». Носил форму образца 1904 года, имел на вооружении револьвер и шашку драгунского образца. В работе по досмотру и очистке товаров руководствовался таможенным уставом 1910 года, таможенным тарифом 1912 года с дополнениями, циркулярами и распоряжениями Департамента таможенных сборов Министерства финансов.
 
Отношения России с государствами Средней Азии имеют многовековую историю, однако сводились они преимущественно к торговле и носили не регулярный характер. До вхождения Средней Азии в состав России торговля с ней была финансово не выгодной и небезопасной. В тоже время для России, вступавшей на капиталистический путь развития, азиатские рынки были важны.
Заметно возросло значение среднеазиатской политики России во второй половине XIX века. Многочисленные правительственные экспедиции, направляемые в Среднюю Азию, выступления в прессе, доказывающие необходимость расширения торговли и ее перспективность, подтверждают активный поиск путей налаживания торгово-экономических связей со среднеазиатскими государствами, представляющими собой обширный рынок для развития коммерческой деятельности. В 1860-х годах к экономическим мотивам добавились политические: борьба с Англией за господство над государствами Средней Азии и Среднего Востока. 1860-1880-е годы характеризуются переходом от мирных, торгово-дипломатических методов к военным, что не снижало экономического значения этого региона для России.
Параллельно с завоеванием края российское правительство приступило к разработке административных мер. В 1867 году было образовано Туркестанское генерал-губернаторство и принято «Временное положение», а в 1886 году «Положение об управлении Туркестанским краем», практически просуществовавшее до Октябрьской революции.
2 мая 1886 года утверждено мнение Государственного Совета «Об устройстве таможенного надзора в Средней Азии». Для заведывания таможенной частью Туркестана учреждалась должность чиновника особых поручений Министерства финансов по таможенным делам, находящегося в непосредственном подчинении Департаменту таможенных сборов. В его обязанности входило руководство действиями по взиманию таможенных сборов, пограничной стражи, а также принятие мер по предупреждению и пресечению контрабанды. На содержание чиновника особых поручений и его делопроизводителя выделялась сумма в 11 342 рубля.
В 1888 году таможенные досмотрщики и таможенная стража Туркестана были вооружены шашками и револьверами с разрешением употреблять холодное и огнестрельное оружие против злоумышленников, в частности при охране таможенных касс и пакгаузов. В следующем, 1889 году, к специальным средствам таможенного ведомства был причислен запасной фонд Туркестанского края, образовавшийся на основании временных правил о наблюдении за торговлей со средне-азиатскими ханствами. Фонд предназначался для расходов на усиление личного состава таможенных учреждений и стражи, а также на непредвиденные издержки по таможенному надзору в крае.
12 июня 1890 года Государственный Совет в соединенных департаментах Государственной Экономии и Законов на Общем собрании утвердил представления Министра финансов об учреждении Туркестанского и Семипалатинского таможенных округов и о служебных правах чинов таможенных учреждений в Туркестанском крае. Состоящие на службе управляющие таможенными Отделами, старшие и младшие их помощники, надзиратели переходных пунктов и канцелярские чиновники таможенных отделов были приравнены в отношении классов и прав на чинопроизводство и пенсии к должностным лицам других таможенных учреждений Российской Империи. Так, управляющие Отделами приравнивались к управляющим таможнями первого класса, помощники управляющих отделами – к членам тех же таможен, а надзиратели переходных пунктов и канцелярские чиновники – к соответствующим должностным лицам таможенных учреждений по Европейской границе.
Учрежденному Туркестанскому таможенному округу передавались в подчинение учреждения и пограничный надзор Туркестанского генерал-губернаторства, Закаспийской и южной части Семиреченской областей, а начальнику Семипалатинского округа – таможенные учреждения и надзор в Томской губернии, Семипалатинской и восточной части Семиреченской областей. Управление каждого из округов формировалось в составе: начальник округа, окружной таможенный ревизор, 3 чиновника особых поручений (два в Туркестанском и один в Семипалатинском). Упразднялась должность чиновника особых поручений Министерства финансов по таможенным делам.
Согласно Высочайше утвержденному мнению Госсовета от 6 июня 1894 года в пределах Закаспийской области и на правом берегу реки Пянджа и Аму-Дарьи был учрежден таможенный надзор и разрешен пропуск и очистка пошлиной иностранный товаров. С 1 июля открылись Асхабадская и Бухарская таможни 1 класса в составе: управляющего, двух членов (один из них казначей), бухгалтера и выкладчика пошлин (он же секретарь), пакгаузного надзирателя и двух переводчиков (они же помощники пакгаузного надзирателя), и Келифская таможня в том же составе, исключая одного переводчика. Министру финансов по соглашению с военным министром, а при необходимости и министром иностранных дел предоставлялось право открывать на указанной территории другие таможенные учреждения, не выходя за пределы ассигнуемых сумм. Для заведывания пограничным надзором и таможенными учреждениями в Закаспийской области (включая Узун-Адинскую таможню) было образовано Управление Закаспийского таможенного округа, в составе: начальника таможенного округа, окружного таможенного ревизора и двух чиновников для поручений. В Туркестанском и Закаспийском таможенных округах пошлина за привозные товары взималась в кредитных билетах, в Узун-Адинской таможне – в золотой валюте.
Пограничный надзор и таможенные учреждения на побережье рек Пянджа и Аму-Дарьи, а также Бухарская таможня подчинялись начальнику Туркестанского таможенного округа. Временно сохранялись существующий в пределах Туркестанского таможенного округа пограничный надзор и таможенные учреждения Аму-Дарьинского, Катта-Курганского и Самаркандского отделов.
Пограничный надзор, учрежденный также 6 июня 1894 года, был образован в составе двух штаб-офицеров в чине полковника, двух обер-офицеров для поручений, 9 начальников дистанций из обер-офицеров, двух медицинских врачей и 9 вольнонаемных фельдшеров. В виде временной меры в состав надзора включались 298 конных и 21 пеших нижних чинов отдельного корпуса пограничной стражи и 472 вольнонаемных джигита (местных жителей), с назначением последних на посты по правому берегу реки Пянджа и Аму-Дарье. Для придания «внешнего значения» соответствующего служебному положению джигитам была присвоена форма чинов местной милиции с заменой погон плечевыми жгутами из светло-зеленого шнура по образцу, утвержденному 8 апреля 1894 года для досмотрщиков таможенного ведомства.
28 июля 1895 года в дополнение к правилам Устава таможенного Высочайшим повелением утверждены Временные правила употребления чинами Отдельного корпуса пограничной стражи оружия, при исполнении ими службы по охране границы в Средней Азии. Чинам ОКПС при отправлении своих обязанностей по пограничному надзору дозволялось употреблять холодное и огнестрельное оружие. При этом смерть или нанесение телесных повреждений этим оружием не вменялось в преступление и не подлежало военно-уголовным законам в случаях:
- когда чины ОКПС подвергались нападению или встречали сопротивление со стороны контрабандистов или других злоумышленников, вооруженных холодным или огнестрельным оружием, или предметами, которые могли причинить смерть либо повреждение здоровья;
- когда нападение или сопротивление было совершено не вооруженными контрабандистами или другими злоумышленниками, и с их стороны было обнаружено хотя бы намерение причинить чинам стражи побои или иные насилия;
- когда в пограничной черте люди, следующие, с нагруженными возами или вьюками или ношами, или же в морской таможенной полосе на судах после двукратного оклика стражи «стой» не останавливались и обнаруживали намерение скрыться от преследования;
- когда кто-либо, вознамеривался скрыться за границу или проникнуть на нашу сторону незаконными путями и способами, не останавливался после двукратного оклика «стой».
При этом если убегающие вооруженные контрабандисты или другие злоумышленники успевали перейти заграничную сторону, то чины пограничной стражи могли преследовать их выстрелами.
О всяком пограничном происшествии, сопровождавшемся употреблением оружия, необходимо было донести по команде для производства расследования на основании правил, указанных в Военно-Судебном уставе. При этом согласно ст.108 Устава таможенного, пограничной чертой, в пределах которой проходила военно-караульная служба, признавалась местность, находящаяся в исключительном ведении начальствующих лиц пограничной стражи, а все помещения, занимаемые чинами ОКПС – воинскими казармами. В то же время, если чины ОКПС, при отправлении служебных обязанностей, отступали от правил и применяли без нужды оружие, убив или ранив кого-нибудь, то виновные подвергались ответственности, определенной уголовным законодательством.
По распоряжению местного полицейского начальства правила должны были быть прибиты в пограничных уездах (округах) на дверях городских и земских полицейских учреждений, на площадях городов, посадов, местечек, сел, деревень и аулов. В местностях с туземным населением правила печатались на русском языке с переводом на местный язык.
В январе 1896 года был усилен пограничный надзор в Закаспийской области. В его состав включались дополнительно два начальника дистанций из обер-офицеров, один вольнонаемный фельдшер, а также 22 конных и 9 пеших нижних чинов.
9 декабря 1896 годаВысочайшеутверждено мнение Государственного Совета «О преобразовании пограничного надзора на среднеазиатских границах в две бригады отдельного корпуса пограничной стражи».Пограничный надзор, состоящий в Закаспийской области и на правом берегу рек Пянджа и Аму-Дарья в течение трех лет должен был быть преобразован в две бригады ОКПС: Закаспийскую и Аму-Дарьинскую, с подчинением начальникам Закаспийского и Туркестанского таможенных округов соответственно. Бригады формировались в следующем составе: Закаспийская – командир бригады, помощник командира, 5 командиров отделов, 30 обер-офицеров, 1,390 нижних чинов, 1 старший и 3 младших медицинских и 1 ветеринарных врачей, 865 верховых и 14 обозных лошадей; командир бригады, помощник командира, 4 командира отделов, 25 обер-офицеров, 1 старший и 2 младших медицинских и ветеринарных врачей, 915 нижних чинов, 505 верховых и 13 обозных лошадей и 12 мулов. Помимо этого в состав бригад временно включались 212 конных наемных джигитов (из местных жителей) с предоставлением Министру финансов права заменять их нижними воинскими чинами. 
23 декабря1896 года Высочайше утверждено мнение Государственного совета «О некоторых изменениях в устройстве таможенной части в Средней Азии». Согласно представлению Министра финансов при Управлении Закаспийского таможенного округа учреждались должности секретаря и архитектора, должностные лица Узун-Аданской таможни сравнивались в служебных правах, преимуществах и окладах с соответственными должностными лицами таможен I класса Закаспийского и Туркестанского таможенных округов.
В августе 1897 года распоряжением Министра финансов были изменены штаты, Закаспийского и Туркестанского таможенных округов.
Законом 4 июня 1899 года в Средней Азии Семипалатинский и Закаспийский таможенные округа были упразднены. Таможенные учреждения Закаспийского округа подчинены Управлению Туркестанского таможенного округа, учреждены должности 7 таможенных инспекторов, на каждого из которых возложен надзор и заведование определенным участком территории. Участковые инспектора Туркестанского округа подчинялись начальнику округа, а в пределах бывшего Семипалатинского округа – непосредственно Департаменту таможенных сборов. На участкового инспектора каждого из участков возлагалось заведывание таможенными установлениями и надзор за таможенной службой, проведение ревизий, наблюдение за точным исполнением законов, инструкций и распоряжений начальствующих лиц. Участковый инспектор принимал жалобы на действия чиновников вверенного ему участка и предпринимал меры к пресечению злоупотреблений и нарушений, вплоть до отстранения виновных от должности. В ведении участкового инспектора находилось получение сведений обо всех случаях задержания тайно провозимых, водворяемых и вывозимых товарах, расследование таких задержаний и, в случае необходимости, взаимодействие с властями пограничной стражи. Участковый инспектор утверждал оценку и переоценку задержанных товаров, разрешал продажу конфискованных товаров и назначал места для производства продажи. В случае болезни или отсутствия начальника Туркестанского таможенного округа к исполнению обязанностей приступал старший из состоящих в округе инспекторов.
10 августа 1899 годав пределах Туркестанского таможенного округа было образовано четыре инспекторских таможенных участка: а) первый – от восточного побережья Каспийского моря до Асхабада и Кайне-Кассирского пограничного пункта..; б) второй – от Асхабада до Н. Бухары включительно, с отнесением к сему району таможенных учреждений по линии железной дороги и по внешней границе Закаспийской области с Персией и Афганистаном..; в) третий – от Керков до Богорака по Аму-Дарье..; и г) четвертый – от г. Коканда и по границе с Китаем до пределов бывшего Семипалатинского таможенного округа, т.е. до горного хребта Узун-Кара».
10 декабря 1901 года были учреждены Самаркандская и Кокандская таможни I класса. Причем таможне Самарканда были присвоены права Главных складочных таможен. Нижним чинам таможенной стражи по границе с Китаем в Ферганской, Семиречинской и Семипалатинской областях и в Томской губернии присваивалось форменное обмундирование.
28 ноября 1905 года Высочайше утверждено мнение Государственного Совета «Об изменениях в штате Управления Туркестанского таможенного округа», согласно которому упразднялась должность одного из участковых инспекторов Туркестанского таможенного округа. В составе Управления учреждались должности третьего чиновника для поручений и помощника секретаря.
На основании Высочайше утвержденного 28 мая 1912 года Закона «Об учреждении местного таможенного управления и об установлении штатов таможенных инспекторских участковых управлений» таможенные округа были заменены на инспекторские участки. Таможенные учреждения, как пограничные, так и внутренние, вошли в состав таможенных участков, состоящих в ведении инспекторов. Управление участка состояло из участкового таможенного инспектора, его помощника, секретаря, помощника секретаря, канцелярских чиновников и вольнонаемных служащих.
Таможни, таможенные заставы и таможенные посты состояли из управляющего и необходимого числа штатных чиновников, число которых устанавливалось и изменялось Министром финансов в пределах ассигнуемых кредитов с обнародованием через Правительствующий Сенат. При таможенных учреждениях также полагались канцелярские чиновники, вольнонаемные служащие, таможенные досмотрщики и стражники. В областях Ферганской, Семиреченской и Семипалатинской надзор за непропуском через границу товаров или иных предметов недозволенными путями и способами вменялся в обязанность таможенного ведомства. Таможенная охрана включала досмотрщиков и стражников, вооруженных холодным и огнестрельным оружием, род которого определял Министр финансов по соглашению с Военным министром.
К таможням I класса дозволялось привозить все разрешенные к ввозу товары, к таможням II класса – все разрешенные к ввозу товары за исключением тех, при тарификации которых была необходима техническая экспертиза или возникали иные сложности. К таможенным заставам привозили все разрешенные к пропуску товары через таможни II класса, если они предназначены для местного потребления и если сумма пошлин за них не превышала 15 рублей в каждом отдельном случае привоза. Привоз иностранных товаров к таможенным постам не разрешался. На эти учреждения возлагался исключительно пропуск приграничных жителей. В Ферганскую, Семиреченскую и Семипалатинскую области с разрешения Министра финансов через таможенные посты могли быть пропущены привозимые из-за границы товары, только в случае, если они предназначались для местного потребления и были включены в особый список.
Всем таможенным чинам запрещалось принимать участие в торговле, как привозной, так и отпускной, и заключать с торгующими при таможне сделки, а также принимать на себя по таможенным делам доверенности или поручения и покупать товары прежде, чем они будут выпущены через таможенные учреждения установленным порядком. Никакое начальство, ни гражданское, ни военное, не имело право распоряжаться по таможенной части. В то же время губернаторы, губернские правления и чиновники полиции обязаны были оказывать содействие чиновникам таможенной службы по первому их требованию или представлению. В каждом таможенном учреждении имелась книга жалоб, в которой желающие могли писать жалобы инспектору или управляющему. Кроме этого иностранные подданные могли подавать жалобы через консула или коммерческого агента.
15 марта 1912 года в Туркестан на должность начальника Таможенного округа был переведен Владимир Елисеевич Сердюков, который в январе 1913 года назначен на должность Участкового таможенного инспектора Ташкентского инспекторского участка, а в апреле 1913 года удостоен чина действительного статского советника со старшинством. К моменту перевода в Среднюю Азию В.Е. Сердюков проработал в Таможенном ведомстве 21 год, занимая различные должности в Департаменте таможенных сборов а затем в Санкт-Петербургской портовой таможне.
По переходе в 1912 году в Среднюю Азию Начальником Туркестанского Таможенного округа, ему пришлось вести особо усиленную и ответственную работу не только по усовершенствованию и приведению до должного уровня таможенного аппарата и таможенного режима, но и по непосредственной охране границы. Работа по этой охране была особенно ответственна и требовала усиленного внимания, усугубляя весьма большую работу по управлению всеми границами в Средней Азии (с Персией, Афганистаном и Западным Китаем), в виду значительного протяжения их – до 4-х тысяч верст. Границы эти были особенно трудны для наблюдения и управления, так как пролегали среди кочующих и воинствующих народностей, во многих местах среди трудно проходимых горных ущелий и в значительной части в пустыне, бедной водою.
Границы участка, подчиненного В.А. Сердюкову, охватывали территорию от Восточного побережья Каспийского моря и границы с Персией и Афганистаном до границы с Западным Китаем. В его ведении находилось 29 таможенных учреждений, из них: 6 таможен 1 класса, 6 таможен 2 класса, 15 таможенных застав и 2 поста. В обязанности входила ревизия всех таможенных учреждений участка, главный надзор за их хозяйственной частью, выдача особых разрешений на ввоз и вывоз за границу беспошлинных товаров, назначение на штатные должности чиновников таможен 2 класса, назначение чиновников таможенных застав и постов, рассмотрение жалоб на действия подчиненных. В случаях, не терпящих отлагательств, В.Е. Сердюкову было предписано, под личную ответственность, делать необходимые распоряжения в отношении подведомственных ему учреждений.
Условия работы участка усложнились с началом Первой мировой войны, когда значительное количество сотрудников таможенных учреждений было мобилизовано на фронт и сильно ослаблена граница со стороны военной пограничной стражи. В условиях военного времени повысилось пошлинное обложение по всем группам ввозимых товаров, вывоз товаров был запрещен. На обширном протяжении Туркестанской границы работа была тяжелой и требовала особых забот и усилий, чтобы удержать таможенное дело на нормальном уровне.
С наступлением революции, военная пограничная стража ушла и совершенно оставила границу открытой, да и большинство таможенных сотрудников постаралось оставить медвежьи углы на границе и устремилось в город и другие удобные, благоустроенные и безопасные места. В.Е. Сердюкову пришлось прилагать невероятные усилия, чтобы удержать их на местах по границе, вводить строгую дисциплину, давая главным образом пример личным поведением, работой и частым появлением на отдельных пунктах границы в более серьезных ее частях. Только благодаря таким мерам удалось сохранить имущество и инвентарь в полной исправности 36-ти таможенных учреждений и только в 4-х все было разрушено и разграблено во время восстания в Бухаре, поднятого против Советской власти Эмиром Бухарским.
Участковое таможенное управление находилось в г. Ташкенте - административном центре Туркестана. После февральской революции, в сентябре-ноябре 1917 года, Центральный Исполнительный Комитет Ташкентского Совета взял власть в свои руки, был избран Совнарком Туркестана. Весь революционный период В.Е. Сердюков оставался во главе Таможенного ведомства и начал сотрудничать с новой властью. В 1917 году в качестве делегата от служащих Ташкентского таможенного инспекторства выступал на Первом Всероссийском Съезде таможенных служащих.
В начале 1918 года в результате восстания оренбургских казаков под предводительством атамана Дутова и эсеровского восстания в Ашхабаде было полностью прервано сообщение между Центральной Россией и Средней Азией. Такое положение сохранялось в течение последующих двух лет.
Во время полной изоляции от центра В.Е. Сердюкову приходилось самостоятельно руководить Таможенной частью Туркестана и принимать решения под личную свою ответственность, что невероятно осложнилось положением, которое создалось с уходом военно-пограничной стражи с границы и оставлением ее совершенно открытой и свободной для проникновения всякого рода контрабанды.
В 1918 году Сердюков был назначен Директором Таможенного Управления Туркестана. Главной работой по таможенной части в этот период стало оборудование и охрана границы с Персией, Афганистаном и Западным Китаем вольнонаемной стражей, сохранение кадров служащих, сохранение зданий и инвентаря всех таможенных учреждений, прием, размещение и устройство беженцев, поиск средств для содержания детей беженцев в приютах.
С невероятными усилиями и трудом, присущим тому времени и существовавшим тогда условиям, удалось установить такую охрану на Персидской границе, на протяжении более 1000 верст от Каспийского моря до Полихатума (восточное укрепление Серахс). Охрана эта несла и исполняла обязанности пограничной стражи до возложения в Туркестане в 1920 году охраны границ на отдельную Туркестанскую дивизию пограничной охраны в Средней Азии, под начальством Косматова и военного комиссара Федермессера. Однако и после этого В.Е. Сердюкову пришлось принимать деятельное участие во всех почти работах этой дивизии, состоя членом коллегии по охране границ, а главное по выработке наставления названной дивизии по охране границ в торговом отношении.
По воспоминаниям управляющего Артыкской таможней Ковальчука Мануила Николаевича, прибывшего к месту назначения 1 декабря 1917 г., таможня была в состоянии запущенности и полного упадка деятельности: «…перед моим приездом, некоторое время, никто не посещал таможню – ни служащие, ни клиенты. На стенах и потолках следы пуль от выстрелов, на полу обломки пишущей машины, прострелянные стенные часы; в помещении таможни было прострелено лицо в профиль через щеки сотруднику – контролеру гр. Гробову – никто не рисковал подойти к таможне, где буйствовали в пьяном угаре служащие таможни и погранпоста; возникшие в 1-й половине года по некоторым задержаниям контрабанды дела не имели необходимых сведений и решений. Много впоследствии приложено труда и энергии на заполнение пробелов и упорядочение дел.
Общими усилиями с сотрудниками дела таможни налажены, постепенно жизнь вошла в нормальную деловую колею, когда возникло бывшее Закаспийское белое правительство, и появился фронт с ним, которым были отрезаны общения с Ташкентом с середины 1918 г. до середины 1919 года. Району таможни, расположенной при ст. железной дороги угрожали передвижения действия Гражданской войны. Я, и разделявшие мои взгляды на события сотрудники таможни, не поддались требованию эвакуироваться в сторону Красноводска – сумели сохранить неразрушенным аппарат таможни, ея ценности, делопроизводство, отчеты, приспособления и здание. Кроме таможни все было эвакуировано из Артыка через Красноводск. Брошенное погибло, обстоятельства были весьма тяжелые и опасные.
Как только подошли к таможне войска Красной Армии – 6/VII-1919 г. председатель Реввоенсовета т. Паскуцкий отношением на мое имя от 7-го июля 1919 г. № 704 предложил возобновить нормальную работу таможни, предоставив право и возможность мне сноситься по телеграфу для восстановления связи с органами власти в Ташкенте и в окрестностях; поручил воинским частям оказывать содействие в поддержании порядка работы и жизни и освободить ее помещение.
О положении подробно и о возобновлении действий таможни я донес по телеграфу 11-го июля 1919 г. № 486 Таможенному отделу и копию в Реввоенсовет Туркфронта. Быстрое восстановление таможни послужило к успешному возвращению в Артык населения и работников других служб.
Так как на пути движения – по жел. дор. – фронта гражданской войны осталась неразрушенной Артыкская таможня, то, пока другие места восстанавливались и с большими трудностями обзаводились всем необходимым, она оказалась готовой выполнить интенсивную переброску из-за границы во время голода продовольствия и фуража для армии и населения, а затем и других предметов внешнего товарообмена.
Организованный Наркомвнешторг направил главную свою работу через Артыкскую таможню. Массы окрестных аульных жителей относились вполне корректно и доброжелательно к таможне. Это способствовало развитию работ таможни.
Потребную рабочую силу для таможни постепенно подбирал и подготовлял на месте, преимущественно из молодняка; теперь она является хорошим ядром аппарата таможни. Прибывавшие по назначениям из Ташкента работники находили условия жизни и службы в таможне тяжелыми и уезжали. И действительно малонаселенность, отдаленность от центров мешает личной жизни, нет возможности, по малочисленности штата, делать частые и продолжительные отлучки для общений с населенными культурными местами.
С местным – окружающим населением связи и взаимоотношения постоянные и нормальные. С 1919 г. в таможенном здании, при жилых помещениях действует школа I ступени жел.-дор. транспорта, бывают собрания – беседы со взрослыми и детьми, устраиваются увеселения. Школьные занятия ведет жена моя. Это способствует укреплению связи с окружающими. Взаимопонимание всех служащих, как между собой, так и с населением, нормальные….»
Окончательно связь между Москвой и Ташкентом была налажена в октябре 1919 года. В январе 1920 года Таможенное Управление Туркестана было переименовано в Управление Туркестанского Таможенного Контроля, управляющим которого был назначен В.Е. Сердюков. После усиления границ частями Красной Армии он был избран членом Коллегии по охране границ. На его плечи легла организация работы Таможенного управления и координация работы ведомства с пограничной охраной.
В марте 1920 года Комиссия ВЦИК по делам Туркестана утвердила разработанное В.Е. Сердюковым положение о работе по выполнению таможенных обрядностей в Средней Азии, которое включало: положение о таможенном контроле и штаты Управления таможенного контроля; правила пропуска лиц, следующих за границу, и их багажа; правила пропуска через границу жизненных припасов, предметов домашнего и сельского хозяйства, потребных для местного приграничного населения; правила о контрабанде; инструкция о взаимоотношениях таможенных учреждений, пограничной охраны и отделений Отдела Внешней торговли на местах.
В дополнение к этим положениям пришлось выработать и поставить на утверждение той же Комиссии ВЦИКа особую инструкцию о свободном переходе границ туркменами и иомудами, живущими по обе стороны границы между Персией и Туркменской областью. Потребность в установлении точных норм, обуславливающих и определивших условия перехода границ туркменами и иомудами, являясь неотложной и спешной, так как различного рода произвольные действия и распоряжения вызывали ропот и недовольство кочевников. Важность и исключительное значение этой инструкции явствует из того, что она имела не только жизненное применение в то время, но осталась в силе и действовала достаточно продолжительное время.
4 марта 1921 года было выработано и заключено «Экономическое соглашение между Российской Социалистической Федеративной Советской Республикой с Бухарской Советской Республикой».
В соответствии с Соглашением, торговые сношения между договаривающимися сторонами происходили на основе товарообмена при непосредственном соблюдении принципа себестоимости и исключения начисления какой-бы то ни было прибыли. Товарообмен производился исключительно через государственные органы внешней торговли; РСФСР было предоставлено преимущественное право перед другими государствами, учреждениями и частными лицами на товарообмен в отношении экспортируемых БСР товаров; цены на товары, вывозимые из Бухары, устанавливались по взаимному соглашению между Комиссариатом Внешней Торговли РСФСР и соответствующим органом БСР; таможенные договоры БСР с другими иностранными государствами и порядок таможенной охраны границ между БСР и РСФСР устанавливался по обоюдному соглашению сторон. Торговля республик производилась по единому импортно-экспортному плану, разрабатываемому с учетом одинаковой степени нужд, потребностей и интересов. Согласно ст.6 Экономического соглашения РСФСР и БСР должны были приступить к разработке положения о единой таможенной области и об уничтожении внутренних таможенных границ.
В.Е. Сердюков участвовал в переговорах с Бухарским правительством о таможенном объединении и снятии установленных на границе Самаркандской области таможенных постов.
Рядом заседаний по этому поводу ясно была обнаружена несовместимость точек зрения представителей Б.Н.С.Р., отсутствие достаточных полномочий у представителей Бухправительства на более свободное отношение к этому вопросу, убедило в бесплодности дальнейших переговоров с присланными представителями и, решение вопроса было перенесено в Бухару.
В первом заседании в Бухаре с Назирами Торговли и Промышленности и Финансов выяснилось, что вопреки заявлениям Таможенной Комиссии в Ташкенте, Бухарское правительство никаких новых материалов по таможенному вопросу не приготовило. При разработке этих материалов пришлось прийти на помощь Бухарским представителям. Особая работа при этом выпала на его долю, как представителя Туркестанского Таможенного управления. Трудность этой работы обуславливалась тем, что Бухарское правительство, не возражая по пунктам проекта таможенного соглашения, предъявленного с нашей стороны, возражало вообще против таможенного объединения, как противоречащего признанию Бухары политически независимой, чем явно обнаружилось стремление Бухары освободиться от РСФСР в таможенном отношении, как результате ее политической независимости. Тем не менее, после ряда длительных заседаний некоторое соглашение было достигнуто.
Новое экономическое Соглашение было заключено 9 августа 1922 года между правительством РСФСР и правительством БНСР и отменило предыдущее. Соглашение устанавливало, что территория РСФСР и БНСР составляют единую таможенную область с уничтожением внутренних таможенных границ между республиками и взимания ввозных и вывозных таможенных пошлин и сборов. Организация таможенной охраны бухаро-афганской границы и мероприятия по таможенному объединению определялись соглашением договаривающихся сторон. Проект таможенного объединения с БНСР был утвержден и введен в действие с 26 апреля 1923 года.
 
 
 
СТРУКТУРА ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ
СРЕДНЕЙ АЗИИ
(Протокол совещания ответственных работников от 15.11.24. дело № 1217 в связи с национальным размежеванием)
 
 
УЗБЕКСКИЙ УЧАСТОК
Таможни I разряда:
1.    Ташкентская
2.    Бухарская
Таможни II разряда:
3.    Патта-Киссарская
Таможни III разряда:
4.    Чушко-Гузарская
5.    Айваджская
6.    Сарайская
7.    Чубекская
8.     Богоракская
 
ТУРКМЕНСКИЙ УЧАСТОК
(Согласно материалам дела № 1309 организован Туркменский таможенный округ с 01.04.1922)
 
Таможни I разряда
1.    Полторацкая
2.    Красноводская
3.    Керкинская
Таможни II разряда
4.    Гауданская
5.    Артыкская
6.    Душакская
7.    Тахта-Базарская
 
Таможни III разряда
8.    Челекенская
9.    Гассан-Кулинская
10.Каракалинская
11.Хивеабадская
12.Серахская
13.Кушкинская
14.Бассагинская
15.Келифская
16. Кайне-Кассирская
 
ЗАПАДНО-КИТАЙСКИЙ УЧАСТОК
Таможни II разряда:
1.    Гульчинская
2.    Хоргосская
3.    Алма-Атинское отделение Хоргосской таможни с правами таможни
Таможни III разряда
4.    Аббашинская
5.    Каракольская
6.    Узгенская
 


© 2004— 2017, Федеральная таможенная служба.