Контакты 

г. Москва,
Комсомольская пл.,1 а.
Время работы:
вторник-пятница
с 10-00 до 17-00.

Заказ экскурсий
по телефонам:
(495) 276 38 81,
(495) 276 38 94,
т/ф (495) 276 39 08.

Индивидуальное посещение музея по предварительным заявкам

< XII - XIII века
1300 - 1400 - 1500
XVI - XVII века >

altВеликий князь Иоанн Данилович, прозванный Калитой, правил в 1328-1340 гг. Благодаря его мудрости, монголо - татары перестали опустошать страну. Во время его царствования получило развитие таможенное дело, широко применялись мыт и тамга, развивалась внешняя торговля.

Среди многочисленных древнейших духовных грамот великих князей Московских завещание Ивана Калиты представляет наибольший интерес. В ней говорится: «...Во имя Отца и Сына и Святого духа. Се яз грешный худый раб божий Иван пишу душевную грамоту, иду в Ворду, никим не нужен, целым своим умом, в своем здоровьи. Аже бог что разгадает о моем животе, даю ряд сыном своим и княгини своей. Приказываю сыном своим очину  свою Москву, а се есмь им раздел учинил...» alt
В духовной грамоте указано местонахождение городов, волостей, сел и деревень, которые он отписывает жене и сыновьям. «А из городских волостин даю княгини своей осмничее (торговая пошлина). А тамгою (клеймо, печать, торговая пошлина) и иными волостми городскими поделятся сынове мои; такоже и мыти (пошлина, платившаяся за провоз товаров) которого уезде (в своем владении), то тому. А оброком городским Васильцева веданья (старинные сборы) поделятся сынове мои. А что моих бортников и оборочников купленых, который в которого росписи, то того (т.е. купленные бортники) ведавшие бортями (пчелиными угодьями) и оборочники-холопы остаются у того из князей, кому принадлежали...» Духовная грамота Ивана Калиты - древнейшая из великокняжеских духовных грамот имеет важное значение для изучения хозяйства и таможенного дела в России XIV века.

В ХIII-ХV вв. на Руси сложилась система таможенных обрядностей: мыт и тамга. Мыт зародился в древности как единая торговая и проезжая пошлина. Тамга была принесена на Русь монголо - татарами и стала торговой пошлиной.

Проезжие пошлины взимались на мытах за право проезда с товаром, торговые взимались за право торговли товарами, т.е. за право купли и продажи. Мыт же взимался с количества возов или лодок независимо от ценности товара. Мыта было два: мыт сухой с возов и мыт водяной с лодок. Разновидностями мыта были головщина и костка, т.е. сбор с лиц, везущих товар. При возвращении купца кое-где взималась разновидность головщины - задние калачи. Если воз измерялся сажнями, то собиралось посаженное. При попытке купца объехать таможню и уклониться от уплаты пошлины, с него взимался двойной штраф с воза - промыт, а с купца - дополнительный штраф - замыт. Мостовщина и перевоз - это сбор за право провоза товара через мосты и по перевозам. Мыт просуществовал до середины XVIII в. Тамга остается до настоящего времени. Видоизменилось только ее содержание.

В Ивангороде находилась таможенная изба. Согласно Указу Ивана III в городе были установлены весы, развернулась торговля солью, воском. alt Ивангород, являясь ведущим портом Московского государства на Балтике, стал центром торговли псковских и новгородских купцов. Вывозили воск, лен, коноплю, рыбий и животный и жир, меха, сало. Иностранцы ввозили оружие и цветные металлы. В 1492 году по указанию Ивана III в интересах обеспечения неприкосновенности границ Российской державы была заложена крепость в Ивангороде. Мощная одиннадцатибашенная крепость с территорией 45 тысяч кв. м гарантировала безопасность. Ивангород задолго до Петербурга открыл «окно в Европу». После прекращения торговли Ганзы с Новгородом, по велению Ивана III, торгово-экономические связи Руси с соседними государствами значительно изменились. Торговыми партнерами Руси в конце XV в. стали Дания, Швеция, Литва. А центром этой торговли с выходом на Балтийское море стал Ивангород.  altВ городе высокого уровня достигло ремесло, а в связи с развитием торговли таможенное дело. В городе имелись русский гостиный двор, гостиный двор датских купцов. Был построен новый дом для важни, где принимали русские товары. Строились здесь и иностранцы. Совместно с Ивангородом большую роль в развитии русской торговли сыграло село Наровское, построенное на правобережье р.Наровы, там, где в Нарову впадает Россонь. Оно явилось, по сути дела, морскими воротами России - держало под своим наблюдением вход в Нарову и охраняло Ивангород от нападения с моря. В XIV-XV вв. дальнейшее развитие получило таможенное законодательство. Правовыми документами в удельное время являлись грамоты (ярлыки) монгольских ханов на право свободной торговли, межкняжеские договоры и духовные грамоты великих и удельных князей. В них содержались таможенные нормы права. В рассматриваемый период сформировался тесный таможенный союз, основанный на государственном единстве Северо-Восточной Руси, куда входили Москва, Тверь, Рязань, Псков и Новгород. Документы свидетельствуют о том, что несмотря на единство взглядов на таможенную практику в договорных грамотах просматривается стремление отдельных князей оградить себя от появления новых мытных пошлин. altОни следовали обычаям своих отцов. Постоянной заботой русских князей явилось беспрепятственное перемещение товаров по удельным землям. Осуществляя совместную торговлю, русские князья договаривались о наибольшем благоприятствовании в торговле, и о стабильном таможенном обложении. Они одновременно стремились к ликвидации таможенных границ и созданию на Северо-Востоке Руси единой таможенной территории в пределах Московии. Заключив договорные обязательства между собой, великие князья осуществляли подобную практику с удельными князьями. Как следует из договорных грамот, удельные князья имели право изменить некоторый порядок сбора пошлин, но с согласия великого князя.

altДлительное время на землях славянских народов эквивалентом обмена были меховые деньги (куны), затем слитки из меди, бронзы, серебра, золота. Затем появились монеты. Это было закономерным явлением, обусловленным всем ходом исторического развития государства.

В конце X в. при князе Владимире Святославиче появились русские монеты «златники» и «серебряники». Первая попытка чеканить собственные монеты была осуществлена русскими князьями в X - начале XI в. В XII-XV вв. князья чеканили свои удельные монеты. Монеты нужны были для купли-продажи товаров и оплаты таможенных пошлин. В конце XIV-начале XV в. монетная чеканка появилась в Нижнем Новгороде, Рязани, Москве, Ростове, Ярославле, Твери, Новгороде Великом, Пскове и др. городах. В Новгороде имели хождение иностранные деньги - ефимки (от иохимсталер - серебряные немецкие монеты). Инициатива чеканки серебряных монет принадлежит Дмитрию Донскому, который начал переплавлять в русские гривны «татарскую серебряную денгу». На рубеже XV-XVI вв. и в XVII в. чеканили три монеты: денгу, копейку (две денги) и полушку (полденги). Счет вели в те времена на денги и алтыны (в каждом алтыне 6 денег). Считали также на гривны, полтины и рубли. Гривна состояла из 20 денег (10 копеек), полтина из 5 гривен, а рубль из 2 полтин. Оплата таможеннику и в городскую управу составляла по одной денге.

altПервая берестяная грамота была найдена в Новгороде 26 июля 1951 года. Технология берестяной грамоты состоит в том, что на предварительно обработанной березовой коре «писалом» или «стилом» наши далекие предки процарапывали знаки. В настоящее время найдено более 800 берестяных документов, в том числе в Новгороде более 750. Берестяные грамоты были найдены в Старой Руссе, Смоленске, Твери, Пскове, Звенигороде-Галицком и других городах. Берестяные грамоты - это бесценный источник сведений XI в. по торговле, таможенному делу, ведению хозяйства: политические донесения, записи судебных дел, школьные упражнения, заказы художникам на изготовление икон, сообщения о смерти близких людей, ростовщические записи, связанные с продажей. Берестяные грамоты свидетельствуют, что грамотность на Руси была распространена среди широких слоев населения. Текст на бересте – это мостик, связывающее прошлое с настоящим.

 


© 2004— 2017, Федеральная таможенная служба.